Войти в почту

Загадка «Белого солнца пустыни»: есть ли у современных картин шанс превзойти культовый фильм

В понедельник, 30 марта, исполнилось 50 лет с премьеры показа художественного фильма «Белое солнце пустыни». За полвека картина стала культовой среди зрителей и даже попала в список претендентов на «Оскар». «Вечерка» узнала у кинокритика Екатерины Барабаш, почему фильм так запал в душу зрителям и какие современные ленты могли бы обрести подобную популярность. Попал в точку По словам эксперта, подобного культового статуса, который получила картина «Белое солнце пустыни», не будет никогда ни у одного из современных фильмов, снятых за последние годы. — И дело тут не в качестве новых картин. Просто существует понятие «нужное время и нужное место». Скорее всего, это та самая фраза, которая лучше всего объясняет культовость кинокартины, — поделилась критик. Кухня изменилась Спустя 50 лет после выхода картины сильно изменилась система кинопроката. Екатерина Барабаш отмечает, что это также отражается на отношении зрителей к кино. — Сегодня огромное, невероятно большое количество фильмов выходит в прокат. И культовых или влиятельных среди них просто нет и быть не может. Судите сами: в советском прокате любой фильм был большим событием, так как выходили они редко. Следовательно, и эффект от каждой такой картины был как от разорвавшейся бомбы, — поделилась Барабаш. Формула успеха Однако, несмотря на все это, кинокритик все же заявляет: никакой формулы для создания культового фильма, подобно «Белому солнцу пустыни», нет. — В мировом кинематографе есть фильмы, при детальном разборе которых выясняется, что они ничем особенным не отличаются от остальных. Например, французская картина «Мужчина и женщина» 1966 года выпуска. Могу сказать как эксперт: в ней ровным счетом ничего нет. Но она стала фильмом на все времена. Да, тогда был спрос на черно-белое кино, лирические истории, но только один стиль культовый фильм не создает. Или же можем задаться вопросом, почему «Москва слезам не верит» получила «Оскар»? Думаю, что никто не даст однозначного ответа. Так же и с «Белым солнцем пустыни», — рассказала кинокритик. — Это просто хороший полувестерн тех времен. Скорее всего, в обществе СССР на подобные картины был спрос. И даже притом что фильм является картиной о Гражданской вой не, он лишен того героического пафоса, который есть в сегодняшних картинах. Это искусство Успех фильма можно также подчеркнуть и музыкальным сопровождением авторства Булата Окуджавы. А еще, безусловно, в «Белом солнце пустыни» зрителя радует замечательная игра актеров. — Опять же, в СССР таких объемов, как сегодня, не было, а вся страна смотрела одно и то же. И когда появлялся в чем-то удачный фильм, который пользовался спросом, он мгновенно становился хитом. Подобных произведений в нашем кинематографе достаточно. Порой вот берешь, начинаешь разбирать эти фильмы на составляющие, понимаешь, что вроде ничего особенного в них и нет. Например, в тех же «Летят журавли». При взгляде, что называется, через микроскоп оказывается, что это достаточно стандартная мелодрама тех времен. Но при этом в этих фильмах есть что-то неуловимое и непонятное, некая загадка. Наверное, это и называется искусство, — заключила Екатерина Барабаш. — Так что дело совсем не в качестве, которое сейчас хромает при съемках, а в диком количестве фильмов, которые выходят в прокат ежедневно. Знаете ли вы, что «Белое солнце пустыни» могло и вовсе не выйти на экраны. Во-первых, картину предлагал закрыть Григорий Чухрай, руководитель Экспериментальной творческой киностудии, так как остался очень недоволен отснятым материалом. Во-вторых, директор «Мосфильма» Владимир Сурин не подписал акт о приемке фильма: режиссеру Владимиру Мотылю пришлось внести более 30 правок в сюжет, переснять несколько ключевых сцен, полностью изменить концовку… В итоге за картину заступился лично Леонид Ильич Брежнев — большой любитель вестернов и западных боевиков. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Коренев, экономист-аналитик: — «Белое солнце пустыни» снимался на очень маленькие средства. Даже по тем временам 650 тысяч рублей для кино — копейки. Доходило до того, что краны для перевозки камер делали на месте из подручных средств. Буквально все было создано на коленке. Поэтому, я думаю, справедливо можно сказать, что фильм получился гениальным, и это совсем не зависело от денег. Сыграли талант съемочной группы и их энтузиазм. Даже если взять сумму, эквивалентную 650 тысячам рублей того времени, сейчас и снять на эти деньги кино, то это, думаю, будет что-то в жанре артхаус, фильм, который до массового зрителя точно не доберется. СПРАВКА «ВМ» «Белое солнце пустыни» является одним из немногих случаев, когда отечественную картину номинировали на ежегодную премию «Оскар». Но первым нашим фильмом, который удостоился стать лауреатом премии, стал «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года. Картина номинировалась на премию среди лучших документальных фильмов. За пару лет до «Белого солнца пустыни» лауреатом премии стала шестичасовая адаптация романа Льва Толстого «Война и мир»: за лучший фильм на иностранном языке и лучшую работу художника-постановщика. Читайте также: История успеха фильма «Сторож»

Загадка «Белого солнца пустыни»: есть ли у современных картин шанс превзойти культовый фильм
© Вечерняя Москва