Ингредиенты русского авангарда
Начнем не совсем по порядку. Павел Филонов, например. Личность? Личность. И до сих пор не разгаданный до конца феномен русского искусства. Не будем, как говорится, ассоциировать с авангардом только Малевича и его черный квадрат. Одна из самых известных картин Филонова ("Корабли") есть синтез стилей: замечаем дробление форм, которое характерно для кубизма. Далее смотрим на ритмы картины. Они органичны, нам это не напоминает жесткий футуризм Татлина и Малевича, например. Наоборот. Филонова интересует материя, а значит ее органическая составляющая. Филонов не конструктор по природе, Филонов по природе исследователь. Каждый фрагмент картины - это отдельная клетка. А из клеток и состоит единый организм - картина. "Корабли" есть романтический порыв, в котором момент отплытия - это отрыв от реальности, от земли и от телесной оболочки. [caption id="attachment_1342620" align="aligncenter" width="488"] https://www.pinterest.ru/pin/507006870535234972/[/caption] Художник происходил из крестьян, зажиточной жизни не знал. Прошел путь от маляра до живописца. Имел опыт создания рисунков для конфетных коробок. Его картины - это синтез разных этапов его жизни, как художника. Видел войну, где командовал взводом. Взводом, который обратно и не вернулся. Погибли все, кроме Филонова. Написал картину "Война с Германией", глядя на которую плакали все, кто эту войну ощутил. Одна из самых известных работ Филонова «Лица» 1940 года. Здесь, через множество слоев изображений, очевидны и лики. Картина как карта, картина как космическая модель из нескольких галактик, картина как кожа, картина как клеточная структура. Поздние работы художника - это сумма его жизненных ощущений и переживаний. Опыт его уникален не только для русского искусства, но и для всей культуры XX века. [caption id="attachment_1334942" align="aligncenter" width="364"] https://www.pinterest.ru/pin/507006870535234972/[/caption] Наследие Филонова стало более актуально или даже понятно с появлением биоинженерии и глобально - науки. Переосмысление его искусства с точки зрения науки объясняет новые уровни сознания и мышления, понятные пока только ему.