Александр Митта: «Талантливый актёр сразу виден»
Фото commons.wikimedia.orgАлександр Митта: «Талантливый актёр сразу виден»Именно он открыл зрителям многих знаменитых сегодня актёров – Леонида Филатова, Елену Проклову, Марата Башарова… Его фильмы «Экипаж», «Как царь Пётр арапа женил», «Граница» и многие другие до сих пор пересматривают зрители самых разных возрастов. О съёмках этих фильмов, дружбе с Владимиром Высоцким и романе с замужней коллегой, ставшей впоследствии главной женщиной жизни, мы и побеседовали с Александром МИТТОЙ накануне его 87-летия. Гори, гори, моя звезда – Александр Наумович, вам не страшно было приглашать на главные роли в свои фильмы никому не известных актёров? – Я на уровне интуиции понимал, что все они очень талантливы. Леночка Проклова, которую я снял в «Гори, гори, моя звезда» была очень талантливым ребёнком. Лёня Филатов был в театре очень активным, а в кино ещё не снимался. Мне так повезло, что я первым начал снимать его в кино. Но он тоже неимоверно талантливый актёр. Как только он снялся, то сразу же стал любимцем всего Советского Союза. У Марата Башарова в «Границе» была первая серьёзная роль. До этого он сыграл небольшой эпизод в картине Михалкова про курсантов – «Сибирский цирюльник». Но сразу было понятно, что он талантлив. Талантливый актёр сразу виден. У него в поведении есть правда, есть эмоции, он никогда не врёт, он близок к истине. С талантливым актёром проблем не бывает. И не было случая, чтобы актёр, которого я выбрал, оказался не талантливым. – Но вы ведь не всегда безошибочно угадывали актёров в свои фильмы? Например, в «Экипаже» главную роль изначально должен был играть Олег Даль, а не Филатов. И в «Гори, гори, моя звезда» вместо Табакова вы планировали снимать Ролана Быкова. Что заставляло вас менять актёров? – Ну, Олег Даль был хрупкий человек. И тут у него была бессонница из-за нервного переутомления от предыдущих картин. И врач, который его наблюдал, сказал, что ему надо на два-три месяца сделать остановку. А это было невозможно. И тогда с разрешения Даля я позвал Филатова. Я с самого начала хотел пробовать его вместе с Далем, но Филатов отказался пробоваться. Он сказал: «Я уже несколько раз пробовался с Далем, и всегда выбирали его. Я не буду пробоваться». Ну а когда Даль ушёл с роли, тогда я позвонил и сказал: «Лёня, путь свободен». Он позвонил Далю, поговорил, узнал, что никаких этических конфликтов не было, нет никаких обид, и согласился. Командира должен был играть Алексей Петренко. Но он потом отказался, и вместо него утвердили Георгия Жженова. В фильме «Гори, гори, моя звезда» я сначала действительно хотел снимать Ролана Быкова. Он фантастический актёр. Но я хотел снимать трагикомедию – такое радостное действо в память великого режиссера, уничтоженного революцией. А Быков пытался играть чистую трагедию. И переубедить его было невозможно. И пришлось сказать, что я буду делать фильм без него. После этого он просто вычеркнул меня из жизни. Не простил. По-своему, конечно же, был прав, но у меня другого выхода не было… В итоге сыграл Табаков. Он надел на себя эту роль, и это было идеальное попадание. – Хилькевич жаловался, что ему навязывали актёров. Так, например, его якобы заставили взять Алфёрову на роль Констанции. А у вас подобное случалось? Было такое, что вы снимали актёра, которого не хотели снимать? – Нет, никогда. Просто то, что я предлагал, всегда устраивало киноначальство. Смена «Экипажа» – Правда, что фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» предлагали снимать вам? Почему вы отказались? – Я начал его снимать. Но я в этой компании сильно отличался от всех. Потому что почти никто из них Высоцкого никогда не видел. И никто его не знал, включая и его сына Никиту. А мы с ним прожили практически всю жизнь. И была большая разница между тем, каким я представлял Высоцкого и каким они его представляли. Мы познакомились с Высоцким, когда он ещё был студентом, пел в разных компаниях. Практически познакомились с его самых первых песен. И так и дружили дальше. Это большое счастье в жизни, что я был знаком с ним. Это большая радость была. У них была идея, что они создадут искусственно его внешность. Удивят всех этой маской и создадут эффект, что вот он, Высоцкий, настоящий. Но эта маска разительно отличалась от того, как выглядел Высоцкий в жизни. Он всегда был очень мягкий, нежный, изменчивый, ироничный. Прямая противоположность того, что они сделали. Поэтому я довольно быстро сам от них отказался. – Героиня Оксаны Акиньшиной – прототип Оксаны Ярмольник, которая была последним увлечением Высоцкого, подана в картине как его главная любовь, которая даже Марину Влади потеснила. А в реальной жизни была женщина, которую он любил больше Влади? – Нет, Марина всегда была на своём месте. У всех остальных женщин было другое место. – Как вы отнеслись к римейку вашего «Экипажа»? Многие считают, что новый фильм ни в какое сравнение не идёт с вашей картиной… – Называть его римейком можно только из коммерческих соображений, ради привлечения денег. Поскольку тот фильм остался в памяти у людей. Так сказать, чтобы проторить дорожку к успеху. Эти два фильма никак и ничем не связаны. Но поскольку у первого «Экипажа» был большой успех и много народа помнит об этом фильме, то новая команда решила назвать фильм так же. Они отобрали у меня этот фильм. Сначала отобрали аудиторию, потом отобрали название. Я им сам отдал, когда увидел, что это другая аудитория. Мне участвовать даже не предлагали. И они на нём очень хорошо заработали. Это другой фильм. Он не похож на мой, и слава Богу. Роман длиною в жизнь – Вы в творческой среде слывёте редким однолюбом. Это правда, что вам пришлось свою жену – Лилию Михайлову – уводить у другого? – Вот она говорит, что я не однолюб, а живой человек… – Но жену-то тем не менее вы уводили? Вы ведь тогда были простым студентом, а её муж – уже состоявшимся человеком. Чем вы её увлекли? Почему она за вами пошла? – Я её не уводил. Она очень самостоятельная. Всё делает первой. Она старше меня на пять лет, и до сих пор она главная. Она меня постоянно переделывает, учит, руководит мной. Мы познакомились в издательстве «Малыш». Лиля – художник детских книжек, а я сочинял тексты. Мы начали делать вместе книжку. Книжку не сделали. Но зато стали жить вместе. Она действительно была замужем. Муж работал в «Правде» журналистом. Он был очень талантливый журналист-международник, хороший человек. Муж очень переживал её уход, тяжело переживал. И долго не давал развода. У нас уже сын родился, когда они всё-таки развелись. В итоге в один день она зарегистрировала и развод с мужем, и брак со мной, а я усыновил собственного сына. – В творческих семьях всё-таки долгие браки – это очень редкая штука. А вы вместе 60 лет… – Мы действительно больше 60 лет вместе. 65, 66, кажется. И у нас нет ощущения, что мы долго вместе. Мы привыкли, и уже как один человек. – Что позволяет людям столько лет жить вместе и не терять интереса друг к другу? – Она всё время чем-то занята. С ней жить не скучно. И ей жить не скучно. Она всегда что-то делает, руководит домом. На самом деле хозяин дома – это она. Всюду, где она была, она всегда на заметном месте. Когда она делала детские книжки, они были лучшими. Это она придумала большие книги-раскладушки. Её книжки издавались громадными тиражами – по 3 миллиона экземпляров в 40 странах. Потом государство перестало это финансировать, и книжки перестали издавать. Но всё равно лучше, чем она, никто этого не делал. – Какой должна быть женщина, чтобы покорить талантливого мужчину и столько лет заставлять его восхищаться собой? – Она всё время полна активного интереса к жизни. Ей не скучно. Она столько пытается делать, что за день не успевает всего. Она всегда занята делом. Всегда всем помогает. Она человек удивительный, особенный. «Новое дело»