Наедине с собой - ТОП10 камерных фильмов для просмотра в самоизоляции
Верёвка (1948) Психологический детективный триллер от одного из отцов-основателей жанра "триллер" Альфреда Хичкока ("Психо", "Птицы", "Головокружение", "В случае убийства набирайте "М"). Картина является одним из наиболее культовых произведений мастера и его первой работой в цвете. Сюжет прост - накануне званного ужина двое студентов - Брэндон Шоу и Филипп Морган, без очевидной причины убивают своего приятеля Девида Кентли. Тело задушенного веревкой парня они убирают в большой сундук в главной комнате. Через некоторое время приходят гости, среди которых отец и невестка убитого, а также университетский преподаватель по имени Руперт. Брендон и Филипп начинают вести себя по-разному - первый, казалось бы, воодушевился совершенным злодейством, второй начинает ломаться под действием совести и страха... Фильм камерный настолько, настолько это вообще возможно - действие развивается практически в реальном времени, локация ограничена помещением одной квартиры (довольно просторной, надо отметить), а круг персонажей строго ограничен. Уровень напряжения фильма поистине фантастический - Хичкок заставляет зрителя переживать до самого финала. Само собой, это сугубо диалоговое кино, все персонажи раскрываются через речь за, казалось бы, коротенькие полтора часа. Но какими же разными получились главные герои и антигерои! Об этом фильме можно написать диссертацию, рассматривая аллегории на Достоевского и Ницше, а также акцентируя внимание на неимоверно длинных кадрах по 8-10 минут каждый (если бы технологии того времени позволяли, Хичкок снял бы свое кино вообще одним дублем). Минимум монтажных склеек многократно усиливает саспенс, мастерски наведенный режиссером. Коллектор (2016) Отечественный драматический триллер - бенефис Константина Хабенского, поставленный Алексеем Красовским. Коллектор по имени Артур обеспечил себе безбедное существование, выбивая из людей долги. Делает он это с большой долей хитрости, мастерски "разводя" людей с помощью искусства перевоплощения и выдавая себя за других. Ему вполне хватает одного телефона, чтобы сидя в офисе выколачивать деньги. Но однажды Артур получает ссылку на неприятное видео с собственным участием, которое дискредитирует его как человека и как профессионала. Что хуже всего - близкие Артура также получают это видео. Теперь ему предстоит за короткое время узнать, кто стоит за подобным разоблачением. Небольшой офис, Хабенский и телефонная гарнитура в его ухе - это почти всё, что вы увидите в этом фильме. Как принято в большинстве камерных фильмов, вся соль - в диалогах. Зрители слышат все переговоры главного героя и людей, которым он звонит в поисках истины. Если не принимать в расчет, что коллекторы в силу специфики своей работы иногда опускаются до противозаконных методов, то главному герою можно даже сопереживать. Хабенский в этой роли максимально убедителен. И хотя сюжетная завязка оказывается не особо вразумительной, а, справедливо сказать, даже глупой и мало внятной, общее впечатление от просмотра это не сильно портит. Фильм держит в напряжении до самого конца. "Коллектор" - хороший пример того, как можно вполне успешно решать важнейшие вопросы, не выходя из комнаты. Экзамен (2009) Еще один психологический триллер, но уже более современный. Актуальный вдвойне, ведь тема мировой эпидемии в нем является двигателем сюжета. Фильм расскажет о финальном этапе конкурса на замещение должности в крупнейшей фармацевтической компании, которая разрабатывает лекарство от страшного вируса, выкашивающего человечество. Несколько кандидатов прошли отбор и собрались в одной комнате для написания решающего теста. Их много, место одно. Каждый готов пойти на всё, ради этой работы, ведь на кону стоит не только карьера, но и жизнь. Отличный пример относительно нового камерного триллера, где зритель ломает голову вместе с героями фильма. Задание "дается" практически сразу после скупой словесной экспозиции. Герои начинают показывать, кто они и на что готовы ради заветной цели, ища пути решения не озвученной задачи. Острейшая конкуренция выводит на свет истинные сущности персонажей. Зритель с самого начала делает собственные ставки и пытается разгадать суть экзамена, отчего оторваться от ленты крайне сложно. Концовка логически обоснована, и догадаться до нее можно. Но здесь как повезет. Резня (2011) Отличная интеллектуальная трагикомедия от культового Романа Полански ("Пианист", "Венера в мехах", "Ребенок Розмари"). Пусть вас не пугает столь громкое название - "резня" в этом фильме проходит на уровне морально-нравственных ценностей, характерах и умственных способностях главных героев. Родители двух обычных американских школьников - Захари и Итана, собрались на квартире, чтобы разрешить последствия драки их детей. Сама ссора ребят закончилась разбитым носом, и родители решили урегулировать конфликт между собой без лишних свидетелей. Казалось бы, плевое дело перерастает в настоящую войну, когда оказывается, что ни одна из семей не собирается считать своего сына виновным. Вскоре о драке детей забывают, и начинают обсуждать собственные, куда более значимые и давние проблемы. "Резня" еще один максимально диалоговый фильм в нашей подборке, где четверо ярких персонажей ведут буквально интеллектуальное фехтование между собой. И выглядит это гораздо увлекательнее, чем может показаться! Немного юмора, немного драмы, и основанное на пьесе произведение проходится по проблемам семейных отношений, самореализации, воспитания. Горячая дискуссия перерастает в крикливый спор, когда герои решают немного выпить, чтобы разрядить обстановку. И образы внешне благополучных, интеллигентных взрослых людей начинают трещать по швам. Деконструкция типичного представителя среднего класса современной Америки во всей красе: с долей тонкого юмора, и отчасти самоиронии, ведь как оказывается, все взрослые в глубине души те еще дети. Действующих героев здесь всего лишь четверо (остальные лишь мелькают в кадре), а их образы воплотили на экране первоклассные актеры - Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли. Вечерний экспресс "Сансет Лимитед" (2010) Философская драма, поднимающая главнейшие вопросы о смысле человеческого существования. Снял фильм Томи Ли Джонс по мотивам одноименной пьесы выдающегося драматурга и обладателя Пулитцеровской премии Кормака МакКарти. Рано утром на безлюдной станции метро в Гарлеме пожилой профессор думает покончить с собой. Силой его останавливает случайный прохожий - такой же пожилой афроамериканец, собиравшийся ехать на работу. Он приводит профессора в свою маленькую квартиру в захолустном доме, по соседству с наркоманами и грабителями. Случайный прохожий оказывается проповедником. Между ним и профессором завязывается длительный диалог, дискуссия о человеческой жизни, месте его в этом мире и понятии счастья. Проповедник не желает отпускать профессора, чтобы тот вновь не пытался покончить собой. Со всей силой религиозной пропаганды, он пытается переубедить служителя науки. Это кино - длинный диалог двух безымянных героев - проповедника с темным криминальным прошлым, не отягощенного интеллектом, и профессора, начитанного и просвещенного человека, который, казалось бы, прочел все книги в мире, кроме Библии. Подобная дуэль двух начал - духовного и умственного, веры и мудрости, надежды и отчаяния, затягивает в происходящее с первых слов. До конца остается непонятным, куда ведет режиссер и чью позицию он хочет принять. Как профессор, так и проповедник приводят в оправдание своих позиций весомые аргументы. Один больше уповает на собственный житейский опыт, второй – на знания, проверенные веками. Никакого действия в этом кино нет, лишь полуторачасовой диалог двух совершенно непохожих людей в небольшой квартирке, будто бы отрезанной от остального мира. Ведущие и единственные актерские партии исполнили Сэмюэл Л. Джексон и Томми Ли Джонс. Вечерний экспресс "Сансет Лимитед" отлично зайдет зрителям, привыкшим обдумывать просмотренные фильмы, примерять проблемы героев на себя, размышлять, соглашаться или оспаривать мнения героев. 12 разгневанных мужчин (1957) Культовая драма от не менее культового режиссера Сидни Люмета ("Собачий полдень", "Серпико", "Убийство в Восточном экспрессе"). Фильм расскажет об одном заседании присяжных, которые решают судьбу молодого парня, обвиняемого в убийстве собственного отца. Если будет вынесен обвинительный приговор, то паренька ждет электрический стул. Одиннадцать присяжных без лишних колебаний готовы признать его вину, но лишь один позволил себе усомниться. Плевое на первый взгляд дело приобрело новые, куда более глубокие оттенки, когда двенадцать разгневанных мужчин решили докопаться до истины. И еще одна классическая разговорная драма в нашем ТОПе. Но чистой драмой это кино назвать нельзя - здесь сильна детективная составляющая, а общее напряжение, которое создается в нервозной, душной и жаркой атмосфере тесной комнаты, дает фору большинству триллеров. Фильм приоткрывает завесу не только над обвиняемым и его жертвой (ни одного, ни второго вы не увидите), но и раскрывает каждого из присяжных. Двенадцать неповторимых характеров, двенадцать личностей, двенадцать мнений, двенадцать аргументаций. Это буквальный срез человеческого общества, хорошо показывающий многие поведенческие архетипы. Если вы любителе классику кино, вы точно смотрели этот фильм. Если нет - обязательно к просмотру. Также, наш родимый Никита Михалков снял российский ремейк этого фильма, который, к слову, достаточно неплох, хоть и не сравнится с оригиналом. 127 часов (2010) Биографический приключенческий триллер, снятый Дэнни Бойлом ("На игле", "28 дней спустя", "Миллионер из трущоб"). Это кино вряд ли можно назвать камерным, но в наш ТОП оно попало не случайно. Лента расскажет историю Арона Ральстона - скалолаза и путешественника, который в 2003 году решил отправиться в очередное приключение. На этот раз его целью стали пещеры в каньоне штата Юта. Но во время трагической случайности, Арону зажимает руку огромным валуном в узком ущелье. Молодой альпинист оказался в смертельной ловушке, из которой сможет выбраться далеко не каждый. "127 часов" - это как раз то время, которое провел Арон в каменной ловушке с весьма скудными припасами в полной изоляции от людей и всего цивилизованного мира. Фильм покажет мучения и выдержку главного героя, его силы характера и испытание, которые выпали на его долю в подобном злоключении. Дэнни Бойл постарался подлинно воссоздать драматичную историю Ральстона. Многие найдут фильм пустоватым и будут правы отчасти - экшна от почти что обездвиженного главного героя вы не дождетесь, а вести философские беседы или оживленную полемику ему не с кем. Да, в небольших монологах Арона раскрывается его характер и основные идеи фильма. Но Бойл не был бы собой, если б не постарался как можно сильнее "оживить" подобный, статичный сюжет - здесь будут показаны и флэшбеки, и предыстория, и всё это стремительно, под музыку. Джеймс Франко в главной роли уверенно тащит фильм на себе. Луна 2112 (2009) Фантастический драматический триллер, снятый Дунканом Джонсом ("Варкрафт", "Немой"). Сэм - астронавт, который обитает на лунной станции и следит за регулярными поставками редчайшего газа на Землю. Находясь в изоляции от всех (кроме бортового суперкомпьютера-помощника по имени Герти) три года, он готовится отправиться домой. Но, прежде чем улететь, он незапланированно встречает того, кого встретить не должен был. "Луна 2112" - крепкий триллер с закрученным сюжетом, который не кажется глупым и держит внимание зрителя до самого финала. Сэм Рокуэл не менее фантастично вписался в свою роль, а его напарником по съемочной площадке стал Кевин Спейси, чьим голосом говорит робот Герти. Сложно описать этот фильм без спойлеров, поэтому ограничимся вышесказанным. Всем любителям научной фантастики строго рекомендуем, хотя они и так должны были посмотреть это кино. Комната (2015) Психологическая драма по мотивам одноименного бестселлера писательницы Эммы Донохью. Джой в молодом возрасте похитил маньяк. Он запер ее в небольшую комнатушку, сооруженную во дворе его дома. Там девушка жила долгие годы. Она родила сына от своего похитителя, которого назвала Джеком. Пять следующих лет они провели бок о бок в комнате. Джек никогда не покидал ее пределы. Но Джой не собирается оставаться там до самой своей смерти. Этот фильм тяжел своим психологическим давлением на зрителя. Опять-таки, без спойлеров толком описать его достоинства и обосновать высокие оценки критиков вряд ли удастся. На данный момент это лучшая роль Бри Ларсон в кино (вполне заслуженный "Оскар"), и пропуск в большое кино для, тогда еще толком никому неизвестного, Джейкоба Трембле. Это кино подойдет только любителям сильных драм, не ждущих от сюжета изысков и занимательных поворотов. Окно во двор (1954) И завершаем наш ТОП тем, с кого и начинали - триллером от маэстро камерного кино Альфреда Хичкока! Авантюрный и опытный фоторепортер случайно ломает ногу, отчего на несколько недель оказывается в инвалидном кресле в собственной квартире. Его периодически навещает возлюбленная из богатой и влиятельной семьи, которую наш герой не спешит брать в жены - его самооценка может пострадать из-за этого. От безделья и скуки в часы одиночества он начинает следить за соседскими окнами. Спустя некоторое время безобидное наблюдение наталкивает пытливого репортера на страшную мысль - его сосед, скорее всего, убил собственную жену! Чтобы разобраться в этом деле он просит помощи у своей возлюбленной, и уже вместе они пытаются провести собственное расследование... В отличие от "Веревки" "Окно во двор" нельзя назвать чистым триллером. Зритель здесь увидит и мелодраму, и немного хорошего юмора, и детективную историю. И всё это - не выходя из одной квартиры, где не по своей воле оказался на больничном главный герой. Именно это кино подойдет максимально широкой аудитории из-за своей универсальности. Да, в полной мере эти компоненты уступают детективной части, но прекрасно дополняют кино, делают его более правдивым, отчего и интересным. Вишенкой на торте экранный дуэт Джеймса Стюарта и Грейс Келли, будущей княгини Монако. Классика жанра прекрасно показывает, как сидя дома, в относительной изоляции, можно поиграть в детектива со своими соседями, разобраться в собственных "бзиках" и окончательно завоевать сердце любимой женщины. Как можно было заметить, наша подборка включает в себя фильмы совершенно разных жанров и времен. Лишь только их герои, по воле случая, вынужденно или нет оказываются изолированными в определенном пространстве. Но каждый из этих фильмов хорошо показывает, что даже в таких условиях могут развиваться нешуточные страсти! А время, проведенное даже наедине с самим собой, может быть крайне увлекательным и полезным. Поэтому, переносите самоизоляцию уверенно и стойко, смотрите хорошее кино и будьте здоровы!