Кино-вирус: Фильмы о заражении в период пандемии
«Заражение» Как ни крути, нельзя пропустить самый скачиваемый в настоящее время фильм. Он является практически однозначным лидером в iTunes, каталоге Warner Bros. и среди подписчиков Amazon Prime. И это неудивительно! Картина Стивена Содерберга, снятая ещё девять лет назад, очень напоминает нынешнюю обстановку в мире. Даже рядовому зрителю будут видны наглядные совпадения с реальностью: вирус впервые проявился в азиатской стране (в фильме это Гонконг), характеризуется высокой заразностью, передаётся от человека к человеку воздушно-капельным путем и через предметы-носители (фомиты), имеет аналогичные симптомы. Конечно, в фильме масштаб бедствий гораздо больше: смерть наступала быстрее и жертвы по прошествии четырёх месяцев исчислялись миллионами, но сути это не меняет. Главное, что в «Заражении» очень реалистично показаны социальная, политическая и психологическая составляющие в ситуации распространяющейся пандемии. Мы можем наглядно представить, как будут вести себя люди в целом и отдельный человек в частности (будь то политик, ученый врач, меркантильный журналист или рядовой семьянин). Кому интересно, как в условиях эпидемии может проявиться паника и человеческая непредусмотрительность, этот фильм — смотреть в первую очередь. «Носители» В этом фильме стадия эпидемии перешла на новый уровень, болезнь обретает более зловещее воплощение, влияя на мозг и психику заражённых. Акцент здесь сделан не на глобализации происходящего, а на деморализации отдельно взятых личностей — группы молодых людей, стремящихся прорваться сквозь заражённую территорию и переждать смертельную напасть в безопасном месте. Ситуация в «Носителях» дошла до той ступени, когда «каждый сам за себя», главное — выжить любой ценой, потому что как-либо предотвратить болезнь уже невозможно. Заражён — значит мёртв. Вопрос моральных ценностей отходит на второй план, семейные узы уже не так прочны. Этот фильм можно отнести к апокалиптическому роуд-муви с претензией на драму. Он обладает рядом недостатков, которые заставляют поморщиться и сказать: «Это ненатурально, натянуто!», но всё же посмотреть его стоит, чтобы задаться вопросом: «А чем вы готовы пожертвовать ради выживания?» «Поезд в Пусан» Следующий представитель — из Южной Кореи, чей кинематограф теперь уже признан во всем мире. Картина режиссера Ён Сан-хо стала самой кассовой в Южной Корее за 2016 год, да и по планете разошлась с большим успехом, благодаря свежему взгляду на тему зомби-апокалипсиса. Да, без зомби обзор фильмов, посвящённых эпидемии, не может обойтись. Но если и затрагивать эту распространённую тему, отдадим предпочтение корейской картине за изобретательность и животрепещущий психологизм, которым проникаешься всё больше и больше в течение фильма, а к финалу достигаешь кульминации! При всем при этом, «Поезд в Пусан» — это качественный триллер, наполненный экшеном и драйвом. Большая часть действия происходит внутри поезда и разворачивается на высокой скорости во всех смыслах. Как и «Носители» этот фильм является комбинацией барьерных преодолений: внешне — барьер преодоления расстояния из одной точки в другую, символизирующий спасение жизни, внутренне — барьер преодоления своего эгоизма и установленных принципов ради сохранения человеческого достоинства. В подтверждение этому и слоган фильма: «Остаться в живых или остаться человеком». Сам вирус здесь носит весьма условный характер — молниеносно распространяющаяся через кровь зараза по традиции резко отупляет людей, делает их предельно агрессивными и склонными к каннибализму. И кому такой фон не станет помехой для восприятия пронзительной драмы отцов и детей, советую к просмотру. «Эпидемия» Есть несколько фильмов с этим говорящим названием, начиная от раннего Ларса фон Триера (1987) и заканчивая разрекламированным отечественным сериалом Павла Костомарова (2018-2019). Мы же предлагаем к просмотру испанский триллер 2013 года, значащийся в русском переводе как «Эпидемия», хотя в оригинале он называется Los últimos días («Последние дни»). Слоган «12 недель спустя» как бы отсылает к прославленному зомби-апокалипсису Дэнни Бойла, но в центре внимания отнюдь не взбесившиеся полутрупы… Эпидемия проявилась в виде патологической фобии открытых пространств. Люди стали панически бояться выходить на улицу и теперь вынуждены выживать внутри зданий и в подземельях. Согласитесь, довольно нетривиальная трактовка? У каждого из героев в фильме есть своя чёткая мотивация — найти близкого человека, который оказался где-то в другой точке города. А это не так просто сделать, если один шаг на улицу вызывает у тебя эпилепсию. Путь осложняется и воцарившейся в подземных кулуарах анархией, освободившей людей от социальных оков. Здесь не встретятся монстры или подземные чудища, зато появятся банды диких людей и сбежавший из зоопарка медведь (кстати, сцена с ним напрямую цитирует забытый фильм о выживании «На грани» 1997 года). В общем, фильм берёт своей атмосферой и довольно тонкой аллегоричной композицией, что позволяет по-новому взглянуть на тему эпидемии. «Свет моей жизни» Заканчиваем подборку свежим меланхоличным творением Кейси Аффлека (младшего брата известного актера Бена Аффлека). Тема вируса здесь выступает лишь фоном, прелюдией для сложившейся в мире ситуации. Но зато какой! По сюжету неизвестный вирус уничтожил почти всё женское население Земли, последние женщины оказываются под строгим секретным контролем. Человеческий мир, в котором теперь главенствуют одни мужчины, подстроился под ситуацию и продолжает своё существование. В центре внимания — мужчина со своей дочкой (по-видимому, единственной девочкой, оставшейся на свободе), которую он искусно маскирует под мальчика. Они или остаются в суровых природных условиях дикой Америки, или сталкиваются с враждебно настроенным социумом — в любом случае, они одни. В фильме переплетаются деликатные темы взаимоотношения отца с дочерью, взросления и познания мира. Картина отличается неторопливостью повествования и успокаивающей визуальной составляющей. Режиссер по-своему интересно представил антиутопический мир, внутри которого растут и зреют чувства двух маленьких людей.