Ирина Безрукова: Давайте выйдем на балконы петь!

Актриса театра и кино, телеведущая, тифлокомментатор Ирина Безрукова в субботу, 11 апреля, отметит день рождения. Корреспондент «Вечерки» поговорила с ней о любимых ролях, высоких материях и прыжках в ледяную воду. — Ирина, что для вас Москва? Какие теплые воспоминания связаны с ней? — Удивительный город! Впервые приехала сюда, когда мне было 18 лет, поступать в театральный институт. До сих пор помню все, что увидела и почувствовала, выйдя из поезда на Казанском вокзале: запах рельсов, шум громкоговорителей, толпы людей… Сдала вещи в камеру хранения, спустилась в метро. И обомлела — никогда прежде не видела подземки. Запах метро для меня неповторимый, родной, как из детства, когда мама пекла пироги. Очень люблю «Белорусскую», «Маяковскую». Каждая — произведение искусства. Новые станции лаконичные, ультрасовременные — можно снимать фильмы о будущем. — Вы говорили на радио: каждому поколению выпадают свои испытания, коронавирус — тест для родившихся в 90-е. Что он выявит в нашем обществе? — Я с огромным уважением и сочувствием отношусь к людям, которые проходят через это, и их близким. Но существует много болезней, которые не на глазах у всех протекают. Сейчас мы можем лучше понять тех, кому тяжело и в другое время. Люди становятся отзывчивее. Это своего рода душевный тренажер. К счастью, те, кому меньше 30, выросли в спокойное время, без сильных потрясений. Меры, которые сейчас приняты, чтобы снизить риск заражений, разумны. Надо просто выдержать несколько недель. Посмотреть по сторонам, кому-то помочь. Знаете, на острове в «Последнем герое» тяжелее всего было первое утро. Проснулась на песке, без душа, привычной еды, не знала, сколько дней так проведу. Но ко всему привыкаешь! Я в квартире одна, но не унываю. Давайте советами обмениваться, как весело и с пользой провести эти дни. А может выйдем спеть на балконы! Каждый раньше думал: «Было бы время, я бы выучил английский, рисовать научился… бабушке позвонил!» Пора! — Скоро у вас день рождения. Каков лучший подарок? — Книги! Они хороши всегда, но сейчас особенно актуальны. Читаю автобиографии актеров, писателей, режиссеров. По языку больше всего нравится Александр Ширвиндт. Интересные мемуары у Андрона Кончаловского. Изучаю этот жанр неспроста: издатели предлагают написать книгу о своей жизни. И от подписчиков в соцсетях были пожелания. Хочу понять, как строятся мемуары, о чем люди хотят знать. Книгу же не для себя пишешь… А день рождения отмечу, уже очевидно, дома. Испеку или куплю торт. — Среди ваших ролей много принцесс, графинь, королев… Это любимые роли? — Да! Исторический материал мне ближе. Обычно он связан с тонкими, нежными материями. Иногда хочется романтики, возвышенных чувств. Такие роли требуют подготовки. Порой удивляюсь юным артистам. Княжна в фильме хихикает, прикрывая рот ладошкой. Так делали только мещанки! Или как героини плюхаются на стул! Знатная дама присаживалась аккуратно на его край. Эта расхлябанность современная, наши джинсы, кроссовки… Не идеализирую другие эпохи, но вижу в них утонченность и красоту. — Вы приблизились к возрасту Моники Беллуччи, над которой тоже не властно время. Вас никогда не сравнивали с ней? — Случается. Думаю, мы не очень похожи. Но догадываюсь, откуда это пошло — несколько лет назад снялась в клипе Стаса Михайлова, где я была похожа на Монику. Вообще, считаю ее очень красивой женщиной и хорошей актрисой. — Вы снимались в шоу «Форт Боярд», «Последний герой». А какие еще смелые поступки вы совершали? — На киносъемках от тебя ждут полной отдачи. На Западе порой год готовятся к роли. А у нас принято, что ты пришел и сразу все сделал: спел, сплясал, поговорил на разных языках, прыгнул из окошка. Или зимой выясняется: надо доснять «летние» кадры. Снег чистят, поливают кипятком. Стоишь на улице в легком платье, тебе советуют: «Говори внутрь себя, чтоб не был виден пар изо рта». В фильме «Натали» по Бунину, где я исполняла главную роль, была сцена: герои плывут на лодке, видят в ней змею и прыгают за борт. Снимали осенью. Один дубль — вокруг поле, негде сушиться. Отгребаем от берега, кричу: «Змея!», сигаю за борт, партнер, Тимофей Федоров, за мной. Выныриваю, глохну от холода на время — шок! А играть надо! Кричу: «Ой, это уж, я-то думала, гадюка!» Смеемся, выплываем на берег. И выясняется: сменную одежду нам не взяли. Вдалеке сторожка. Тимофей мне: «Бежим!» Примчались, там охранник. Дал полотенца, напоил чаем. На другой день заболели. А нам играть постельную сцену. Пока ставили свет, уснули спиной друг к другу. Просыпаемся, говорю: «Вот мы темпераментная пара. Как два сурка уснули!» А он: «На мне еще носки шерстяные, как у старого деда»… Есть что вспомнить! — Вам с коллегами из Московского губернского театра вручили награду «Звезда театрала» за тифлокомментирование. Что это за занятие, как вы к нему пришли? — Это лаконичное описание предмета, пространства или действия, непонятного слепому без словесных пояснений. Началось со знакомства с Дианой Гурцкой. Она спросила, будут ли в фильме, где я снялась, тифлокомментарии. Не знала, что это, стала изучать. Выяснила, что в российском театре такого никогда не было! Нашла институт, отучилась. И исправила этот пробел. А благодаря фильму «Человек Паук» похудела на два килограмма — за шесть часов записали все аудиокомментарии! — Что вы сделаете, как только кончится самоизоляция? — Нагуляюсь вволю, встречусь с друзьями в уютном кафе. Думаю, эта история покажет людям, что виртуальное общение — не замена реальному. Мы станем чаще видеться. Отложим телефоны на время, посмотрим друг на друга, обнимемся. СПРАВКА «ВМ» Ирина Безрукова (Бахтура) родилась 11 апреля 1965 года в Ростове-на-Дону. Актриса, помимо съемок в кино, игры в театре, озвучивания, занимается тифлокомментированием — помогает слепым людям понимать происходящее на сцене или на экране. Читайте также: Юлия Пересильд: Я отрубила косу Чулпан Хаматовой

Ирина Безрукова: Давайте выйдем на балконы петь!
© Вечерняя Москва