"Героические лузеры": плутовской кинороман о везучих простаках в эпоху кризиса
Sobesednik.ru — о добром и забавном фильме режиссера Себастьяна Боренштейна с житейской мудростью и витиеватым сюжетом. События в новой картине Себастьяна Боренштейна разворачиваются в Аргентине в 2001-ом году во время крупнейшего экономического кризиса. В стране резко падает уровень ВВП, население тонет в нищете, растет уровень безработицы, банкротятся малый и средний бизнесы. Но мы отмотаем немного назад. Незадолго до этого, когда никто кроме властных верхушек еще ни о чем не подозревал, два друга, Фермин (Рикардо Дарин) и Антонио (Луис Брандони), решают спасти экономику своего родного городишки, создав сельскохозяйственный кооператив. С горем пополам они собирают деньги со всех своих знакомых, кладут накопившиеся средства в ячейку банка и намереваются взять недостающие деньги в кредит. Фермин идет на встречу с заемщиком, тот сыплет заумными витиеватыми фразами, убеждая перенести все сбережения на счет – якобы иначе кредит не будет одобрен. По своему простодушию Фермин поддается уговорам, но на следующий день выясняется, что экономике пришел конец и со счета он сможет снять не более двухсот пятидесяти песо. В течение года Фермин, Антонио и их друзья при помощи сплоченности кое-как держались на плаву, пока через пресловутую цепочку передачи слухов не узнали об одной интересной вещи. Оказывается, кредитор Фермина знал о предстоящем кризисе и посоветовал положить деньги на счет, чтобы по договоренности выдать их вороватому адвокату, которому в итоге удалось прикарманить сбережения множества людей. В нынешней ситуации хранить деньги в банке, мягко говоря, ненадежно. Поэтому он выкопал за городом огромную яму, где построил непреступный бункер со всеми вытекающими примочками, включая код доступа и сигнализацию. Решив, что это – подарок судьбы, герои решают взломать бункер и вернуть свои деньги. Чтобы было понятно, все вышеперечисленное – только завязка, которой посвящена от силы одна четвертая «Героических лузеров». Всю остальную и подавляющую часть хронометража герои-простаки (как их самих называет Фермин) причудливыми способами пытаются спланировать ограбление – в этом то и заключается очарование фильма. Не в морали или развязке, которые прозрачны, несложны и даже отдают сказочностью. А именно в процессе, который имел способность затягивать еще в «Китайской сказке», где ворчливый и педантичный Роберто (Риккардо Дарин) из-за ряда взаимосвязанных случайностей (или по воле судьбы?) был вынужден возиться с китайским сиротой, или в ленте «Жребий брошен», где жизнь переживающего череду неудач главного героя по иронии меняется именно из-за знакомства с самоубийцей. В «Лузерах» практически весь фильм те самые простаки с карикатурной серьезностью, под стать настоящим шпионам, разрабатывают план по вскрытию бункера. Персонажи работают при помощи подручных средств и каждый из них находит какие-то референсы, отталкиваясь от своего опыта, рода деятельности и даже просмотренных фильмов – герои воспользуются одной гениальной идеей из «Как украсть миллион» с Одри Хепберн. Также параллельно развивается love story у подосланного шпионить за адвокатом сына Фермина, который на «рабочем месте» знакомится с девушкой своей мечты. Причем интересно, что несмотря на абсурдность и анекдотичность происходящего, ты не теряешь связь с реальностью, а местами даже допускаешь мысль о жизнеспособности такого сценария. Правда, для последнего центральный антагонист уж слишком нарочито прост и глуп, что странно, учитывая его профессию. Отличает «Лузеров» от остальных картин Боренштейна только то, что никто из героев практически не меняет свое мировоззрение. Весь акт по большому счету похож на один анекдот и сводится к тому, что даже у самого закоренелого простака или просто «серой мышки» может быть припрятан кое-какой финт в кармане – об этом будет финальный твист. Относительно морали тоже все прозрачно. Как и полагается в рамках формата, все «плохиши» тем или иным образом наказываются, а герои преодолевают трудности, условно говоря, держась за руки. Естественно, мы знаем, что в реальной жизни так не бывает. Даже если глянуть дальше того маленького мира, который показывает Боренштейн, то можно представить себе кучу ужасных вещей, происходящих с людьми во время кризиса. Да и далеко ходить не надо – Фермин смотрит на марш пустых кастрюль по телевизору. Но прелесть «Героических лузеров», как и остальных комедийных работ режиссера, в том, что ты веришь и проникаешься этой сказкой, пусть даже на время забывая, что мир на деле куда сложнее и безжалостнее.