Как Госкино пыталось запретить "Чучело", и в чем секрет сюжета картины

Драматический фильм "Чучело", поставленный Роланом Быковым, основан на одноименной повести Владимира Железникова, которая была вдохновлена случаем, произошедшим с племянницей автора: девочка взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот. Премьера картины сопровождалась широким общественным резонансом. Для зрителей кинолента стала настоящим откровением, а в Госкино пытались остановить запуск фильма. О том, что именно не нравилось киночиновникам - в материале "Рамблера".

«На самом деле "Чучело" - это я»
© Кадр из фильма "Чучело"

Попавший в Госкино сценарий сразу же запретили в связи с отрицательным образом советских школьников. Железников после этого переписал сюжет и опубликовал повесть в журнале "Пионер", где ее и прочитал Ролан Быков, заинтересовавшийся задумкой. Все проблемы с худсоветом режиссер взял на себя.

Быков пригласил в фильм всю свою семью: жену Елену Санаеву, пасынков Олега и Павла, а также планировал снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, однако их отношения к тому моменту претерпели изменения.

Предполагалось, что в образе Бессольцева должна чувствоваться мудрость, богатый жизненный опыт и забота по отношению ко внучке. Появившийся на пробах Юрий Никулин сразу же решил вопрос с выбором актера, подходящего для воплощения такого персонажа. А роль главной героини режиссер отвел Кристине Орбакайте. Причем раньше он утвердил юную Наталью Ковалеву, однако полного совпадения Быков не наблюдал. Дочь Пугачевой сперва не смогла убедить постановщика на этапе фотопроб: Быков посчитал, что ей только ротой солдат командовать. После, однако, он изменил свое мнение ввиду того, что время изменилось и невинность может обладать волей и быть способной на самозащиту.

Госкино кандидатуры Никулина и Орбакайте категорически не нравились, поскольку "клоун" и "дочь певицы" не могли играть в социальной драме. Угроза закрытия картины буквально витала в воздухе.

На съемках постановщик то и дело замечал журналистов и активно выпроваживал их с площадки, поскольку Госкино нужен был любой предлог, чтобы прекратить работу над такой спорной картиной. Несмотря на опасность просачивания информации о съемках в СМИ и недовольство как актерским кастом, так и сюжетом, создание киноленты ничего не остановило.

Выход фильма спровоцировал настоящий "взрыв" мнений: одна группа критиков требовала уничтожить киноленту, другие восторгались смелостью и некоторой "дерзостью" Быкова, отмечая, что показанная история соответствует реальному положению дел.

Педагогические коллективы были в бешенстве, требуя, чтобы постановщик приехал и доказал свое виденье. Быков приводил аргументы и убеждал людей о том, что руководствовался только собственной совестью при создании картины. Фильм оценили на Западе, а у нас о нем заговорили как о культовом и опередившем свое время только через несколько лет.

Сам режиссер в одном из своих последних интервью признавался, что "Чучело" действительно имеет с реальностью много общего:

«Мне приходило очень много писем, в которых люди дети, старики, взрослые говорили, что этот фильм снят про них. "Чучело это мы", писали они. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело это я» - откровенно рассказывал Быков.