Как Госкино пыталось запретить "Чучело", и в чем секрет сюжета картины

Драматический фильм "Чучело", поставленный Роланом Быковым, основан на одноименной повести Владимира Железникова, которая была вдохновлена случаем, произошедшим с племянницей автора: девочка взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот. Премьера картины сопровождалась широким общественным резонансом. Для зрителей кинолента стала настоящим откровением, а в Госкино пытались остановить запуск фильма. О том, что именно не нравилось киночиновникам - в материале "Рамблера".

«На самом деле "Чучело" - это я»
© Кадр из фильма "Чучело"

Попавший в Госкино сценарий сразу же запретили в связи с отрицательным образом советских школьников. Железников после этого переписал сюжет и опубликовал повесть в журнале "Пионер", где ее и прочитал Ролан Быков, заинтересовавшийся задумкой. Все проблемы с худсоветом режиссер взял на себя.

Быков пригласил в фильм всю свою семью: жену Елену Санаеву, пасынков Олега и Павла, а также планировал снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, однако их отношения к тому моменту претерпели изменения.

Предполагалось, что в образе Бессольцева должна чувствоваться мудрость, богатый жизненный опыт и забота по отношению ко внучке. Появившийся на пробах Юрий Никулин сразу же решил вопрос с выбором актера, подходящего для воплощения такого персонажа. А роль главной героини режиссер отвел Кристине Орбакайте. Причем раньше он утвердил юную Наталью Ковалеву, однако полного совпадения Быков не наблюдал. Дочь Пугачевой сперва не смогла убедить постановщика на этапе фотопроб: Быков посчитал, что ей только ротой солдат командовать. После, однако, он изменил свое мнение ввиду того, что время изменилось и невинность может обладать волей и быть способной на самозащиту.

Госкино кандидатуры Никулина и Орбакайте категорически не нравились, поскольку "клоун" и "дочь певицы" не могли играть в социальной драме. Угроза закрытия картины буквально витала в воздухе.

На съемках постановщик то и дело замечал журналистов и активно выпроваживал их с площадки, поскольку Госкино нужен был любой предлог, чтобы прекратить работу над такой спорной картиной. Несмотря на опасность просачивания информации о съемках в СМИ и недовольство как актерским кастом, так и сюжетом, создание киноленты ничего не остановило.

Выход фильма спровоцировал настоящий "взрыв" мнений: одна группа критиков требовала уничтожить киноленту, другие восторгались смелостью и некоторой "дерзостью" Быкова, отмечая, что показанная история соответствует реальному положению дел.

Педагогические коллективы были в бешенстве, требуя, чтобы постановщик приехал и доказал свое виденье. Быков приводил аргументы и убеждал людей о том, что руководствовался только собственной совестью при создании картины. Фильм оценили на Западе, а у нас о нем заговорили как о культовом и опередившем свое время только через несколько лет.

Сам режиссер в одном из своих последних интервью признавался, что "Чучело" действительно имеет с реальностью много общего:

«Мне приходило очень много писем, в которых люди – дети, старики, взрослые – говорили, что этот фильм снят про них. "Чучело – это мы", – писали они. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело – это я…» - откровенно рассказывал Быков.