Гузель Яхина: «Сериал требует плотного, жирного драматического мяса»
Гузель Яхина: «Сериал требует плотного, жирного драматического мяса» Накануне автор приняла участие в прямой трансляции, организованной платформой «ЛитРес» в Инстаграм, и ответила на вопросы, в том числе и журналиста «КИ». — Вы уже видели сериал? — Дважды. Сначала режиссерскую версию Егора Анашкина. Это было полгода назад. И две недели назад финальный вариант. Сериал изменился, но несильно. Версия режиссера была более спокойная и раздумчивая, ближе к авторскому кино. Сейчас он стал больше зрительский, но может это и неплохо. Не удержусь, посмотрю по телевидению еще раз. Для меня это волнительно. — Вы принимали участие в съемках? — Была один раз, в сентябре позапрошлого года. Приехала в специально построенный для съемок поселок Семрук. Ангару там играла Кама. В кадре она огромна, виды получились просто фантастические. Сам поселок я представляла себе по-другому — достаточно маленьким и мрачным из очень низких неказистых домиков неструганного дерева. А увидела совсем иной — красивые дома из пиленого леса. Они были солнечно-желтого цвета. Позже их выкрасили в разные оттенки, чтоб при съемке с воды они не сливались в единое пятно. Все пространство было обустроено по законам кино: если есть калитка, за ней обязательно пойдет тропинка. Я излазила там все, познакомилась с людьми, посмотрела, как идет работа, и уехала. Поэтому говорить о каком-то моем участии будет преувеличением. — Почему Чулпан Хаматову пригласили на главную роль? Возраст и татарское происхождение? — Вообще-то это важно. Внешность женщины в возрасте 30 и 46 лет может значительно разниться. Но для хрупкой Чулпан это не проблема. Более того, за ее хрупкостью и нежностью скрывается твердый стержень и чистая душа, что невозможно нарисовать. Для меня это и есть суть Зулейхи. И потому Чулпан для меня изначально была единственной кандидатурой. Но играть ей, думаю, было непросто. Я поняла это, только посмотрев фильм. Дело в том, что за всю первую серию — 50 минут экранного времени — героиня произносит только одно слово. Это достаточно смелое решение и для канала, и для режиссера. Играть бессловесные сцены только жестами и глазами, на мой взгляд, очень сложно. Но какой у нее получился чудесный немой диалог с Рамилем Сабитовым (Муртазой)! Это инструмент большого кино, не сериала. Чем дальше, тем больше у нее появляется слов. И мы наглядно видим метаморфозу от бессловесной твари-полудевочки ко взрослой самостоятельной женщине. На афише с ружьем она уже настоящая, но этот ее взгляд из 8 серии. Конечно, я не утверждала Чулпан на роль, и у меня не было возможности воздействия на решение канала, но когда мы подписывали договор с ВГТРК, то я озвучила свое желание. А оно появилось у меня давно, с того момента, когда был готов сценарий «Зулейха открывает глаза», еще до написания романа. — Так сначала был..? — Так получилось, что эту историю я сначала написала сценарным текстом, а позже уже расписала в роман. У меня за плечами художественное образование, и мне легче придумывать образы и с ними разговаривать. Поэтому в романе много сценарного, в том числе и структуре, где в середине есть точка (две расположенные близко друг к другу сцены — на барже и родов), поворотный пункт, как говорят сценаристы. — Что изменили в романе для съемок? — Сценарий делали три человека, я их работу видела дважды и дала им очень подробные комментарии. В целом, фильм очень близок к книге, я увидела в нем почти все свои любимые находки, течение повествования в нем сохранено. Но есть и два больших отличия. Появляется любовный треугольник. В романе русская женщина Настасья появляется всего на нескольких страницах, а в сериале вырастает до третьего главного героя. Еще были добавлены истории и предыстории питерских интеллигентов. Здесь ничего не скажу, не моя придумка. Но эти изменения были необходимы. Сериал требует большого, плотного, жирного драматического мяса, которого в романе на восемь серий было недостаточно. Его и нарастили. — В сериале много киношных звезд. Не кажется ли вам, что история, пленившая своей свежестью, потеряет очарование из-за заезженных артистов со сложившими стереотипами их восприятия? — Не согласна со словом «заезженные». Мне кажется, оно здесь не подходит. Существуют разные подходы. Можно сделать прекрасный фильм, где не было бы ни одного известного актера. И примеры тому есть. А можно собрать звездный состав. Канал «Россия» пошел по этому пути, и я была поражена, увидев список фамилий. А потом еще раз, когда по- смотрела их работу. Не могу сказать, что кому-то звездность помешала играть. Другое дело, что есть актеры, которые изначально визуально не совпадали с образами в романе. Например, Упыриха. Она описана огромной старухой с широкими плечами и очень грубым лицом. А Роза Хайруллина — крошечная, изящная молодая женщина. Ей делали сложный грим. Чтобы глаза стали слепыми, ей надевали специальные линзы, что было непросто. Она играет прекрасно и будет выглядеть очень страшно. Сергея Маковецкого я и не мечтала увидеть в роли доктора Лейбе. В романе это хрупкий, маленький человек с седыми волосами, совсем не такой могучий и красивый, как актер. Но с той секунды, как Маковецкий входит в кадр, а делает он это совершенно по-особенному, сразу понятно, что это человек не от мира сего. Просто блестяще! Брутальный Дмитрий Куличков, известный ролями военных, на первый взгляд тоже не соответствует образу художника. Но он прекрасно обогатил образ светлым, ироничным взглядом на мир. Такого в книге не было. Александр Сирин сыграл Константина Арнольдовича, агронома, до слез трогательно, хотя в романе он представляет достойное, спокойное отношение к жизни. В сериале это совсем другие образы, данные не через слова, а через актерскую игру. И это здорово! От этого фильм только выиграл. Спасибо большое актерам. — Над чем вы сейчас работаете? — Сейчас, в самоизоляции, пишу исторический текст, каждое утро — какую-то его часть. Но я пока не готова рассказывать, о чем он. Не очень понимаю, справлюсь ли я с ним, но, надеюсь. И это главное, чем сейчас занята моя голова помимо зловредного вируса.