Как дворянин за казака сошел
"Говоришь, из Москвы? Не-е, ты наших кровей, казачьих", – нередко приходилось слышать от казаков Петру Глебову. Между тем, происхождения он был самого аристократического, восходящего к князьям Трубецким. Отец из старинного рода Глебовых, до революции был богатым коннозаводчиком, мать из дворянского рода Михалковых, приходилась тетей поэту Сергею Михалкову. Фото: ludmilahan.blogspot.com До двух лет Петр Глебов жил в имении матери, но революция все изменила. Семью переселили во флигель, а особняк переоборудовали под детский дом. С весны до осени Петр и его старший брат Федор ходили босиком и ничем не отличались от деревенских мальчишек. Иногда они забирались в яблоневый сад, который прежде принадлежал их семье, чтобы полакомиться яблоками. Однажды были пойманы сторожем, и тот момент Петр Глебов вспоминал, как первое столкновение с советской властью. "Это теперь не ваше, мальчики, а наше", – сказал им сторож. Фото: 2myfamily.mirtesen.ru Но было у братьев Глебовых и сугубо дворянское развлечение – театр. Сводный брат Григорий выступал режиссером и ставил домашние спектакли с участием братьев. По соседству жил на даче Константин Сергеевич Станиславский, который порой во время прогулки заглядывал на лесную поляну, где дети Глебовы репетировали, и делал юным актерам ценные замечания. Фото: m.123ru.net В 1922 году от тифа умер отец. Повзрослев, Петр говорил: хорошо, что умер от болезни, его бы, скорее всего, расстреляли… Происхождение тяготило молодого человека, да иначе и не могло быть в те времена. В анкетах приходилось писать: "Отец – агроном, мать – домохозяйка", хоть гордая мать и настаивала, чтобы писал правду – дворянин. Символично, но всерьез задумался об актерском поприще Петр Глебов, увидев первую немую экранизацию "Тихого Дона" 1930 года. Актер Андрей Абрикосов в роли Мелехова восхитил молодого человека. Он не мог и мечтать, что однажды, как и Абрикосов, сыграет роль Григория Мелехова, но все же поступил в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского. Фото: m.123ru.net За плечами к этому времени уже был мелиоративно-дорожный техникум и пара лет работы гидротехником земельного управления. Окончил обучение Глебов в 1940 году и на следующий год стал актером Оперно-драматической студии К. С. Станиславского, позднее переименованной в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. В 1941 году начинающий актер Глебов отправляется добровольцем на фронт и попадает служить в зенитно-артиллерийский полк, охраняющий подмосковные Переделкино, Очаково, аэропорт Внуково. Во время войны не переставал урывками играть в театре. К счастью, командование отпускало в Москву на спектакли. Фото: m.123ru.net И по окончании войны уже основательно вернулся в театр, где прослужил до 1969 года. До "Тихого Дона" Глебов снялся в нескольких мелодрамах и комедиях, но не имел особенного успеха. Роль мечты Петра Глебова нашла сама. На тот момент актеру был сорок один год, карьера худо-бедно складывалась, жена Марина Левицкая готовилась родить второго ребенка. Проводив ее в роддом, Петр шел по улице и встретил знакомого актера, который рассказал ему о готовящихся съемках новой экранизации "Тихого Дона" и предложил сходить на пробы. Фото: m.123ru.net "На роли казачьих офицеров актеры нужны!"Глебов заинтересовался и пришел, но получил роль не казачьего офицера, а главного героя, Григория Мелехова. Петр был так потрясен, что даже забыл позвонить жене в роддом. Сергей Герасимов долго выбирал актеров на главные роли. Ему нужны были люди, которые вписались бы в роли точно, органично и не навредили бы замыслу Шолохова, словом, он искал "настоящего" Мелехова, "настоящую" Аксинью, как в книге. Глебов перед другими имел несколько преимуществ: отлично ездил верхом (сказывалось деревенское детство), мог лихо, как настоящий казак, скрутить самокрутку, и его выговор с деревенскими нотками очень подходил для роли Мелехова. Фото: auction.ru С фотопробами на роль главного героя Герасимов поехал к Шолохову. Тот, посмотрев фотографии, сказал: "Я тут вижу только одного казака", – и указал на фото Глебова. День, когда Петра утвердили на роль Мелехова, он считал своим вторым рождением, потому что именно в роли Мелехова Глебов смог раскрыть в себе высокое трагическое актерское дарование. Трехсерийный фильм снимался два года, с 1957 по 1958 год. Съемки проходили в Ростовской области. Большинство актеров жили в специально оборудованной гостинице, а Петр, чтобы не выходить из образа, на съемочной площадке. Фото: youtube.com Сперва один, а потом и семью вызвал. Жена с двумя маленькими дочками поначалу отказывалась ехать. "Загуляю", – сурово, совсем по-мелеховски припугнул Глебов. И она приехала. После "Тихого Дона" обрушилась слава, и не только на родине, но и за рубежом. В 1957 году Глебов вдвоем с режиссером Герасимовым поехали в Каир (Египет), презентовать первую серию фильма. Зал пришел от фильма в неистовый восторг. Исполнителя главной роли и режиссера публика вынесла на руках. "Петя, не потеряй паспорт!" – кричал Герасимов. Фото: ngs55.ru Для Глебова это была первая поездка за границу. Фильм получил ряд премий на Всесоюзном кинофестивале в 1958 году, и на Международном кинофестивале в Карловых Варах премию "Хрустальный глобус" за создание широкой панорамы жизни народа. Оценили картину и высшие союзные руководители. "Тихий Дон" понравился в свое время и Хрущеву, и Брежневу. Глебову присвоили звание народного артиста РСФСР. Брежнев, посмотрев "Тихий Дон" на отдыхе и узнав, что актер Глебов еще и воевал, наградил его орденом Ленина. Фото: startfilm.ru Глебову нравились волевые герои с ярко-выраженным мужским началом, и ему предлагали такие роли: генералов, атаманов, майоров, командующих. Он сыграл Буденного в фильме "Битва за Москву", но сыграл и отрицательного героя – есаула Половцева в "Поднятой целине". Тут уж уговорили. Не хотел. Но и в образе лютого врага Глебов пытался отыскать человеческое, выражаемое через любовь если не к общей социалистической идее, то хотя бы к животным. Примечательно, но сам Глебов к общее идее тоже не тяготел. Он не был коммунистом, не состоял в партии, как ни уговаривал его друг, актер Николай Лукьянович Дупак, по совместительству занимавший в театре Станиславского должность секретаря парторганизации."Нет, мне некогда, мне на охоту ездить, а партия – это собрания, лишние затраты времени". Так и остался урожденный дворянин Петр Петрович Глебов беспартийным. Фото: autogear.ru Несмотря на огромный успех у женщин, Глебов всю жизнь прожил с одной женой, вырастил двух дочерей и внуков. Дочь Елена, заслуженная артистка РФ, вспоминая об отце, говорит, что он был в высшей степени заботливым мужем и отцом. Петр Глебов скончался через три дня после своего 85-летнего юбилея. Таким образом, на апрель приходятся две главные даты его биографии: 14 апреля исполняется 105 лет со дня его рождения, а 17 апреля – 20 лет со дня смерти.