Чем скрасить себе карантин? Atlantic предложил 22 фильма про конец света
Глобальный кризис может оказаться наиболее удачным моментом для просмотра фильмов о конце света — картин в жанре, который по-настоящему расцвел с началом холодной войны. В этих картинах были заложены образцы того, как должны выглядеть антиутопии будущего: достаточно вспомнить пустоши «Бешеного Маска» или опустевшие города «Человека Омега», или толпы зомби в «Рассвете мертвецов». Свой список из 22 подобных картин предложило 18 апреля американское издание The Atlantic. По словам автора статьи Дэвида Симса, наиболее примечательным в этих картинах было то, что они показывают, как люди проявляют свои наилучшие качества в сложнейших обстоятельствах. Постапокалиптические фильмы наполнены незабываемыми героями и потрясающими пейзажами, и они, создавая образы различных миров, могут заставить задуматься о жизни, какой мы ее знаем. В его список вошли в том числе представители таких жанров, как романтические комедии, научно-фантастические фильмы, фильмы ужасов и тихие драмы. Начинают список «Кловерфилд, 10» (2016), «Искусственный разум» (2001), «Аватар» (2009), «Взрыв из прошлого» (1999), а также «Двенадцать обезьян» (1995). Последний фильм, режиссером которого выступил автор целого ряда антиутопий Терри Гиллиам, наиболее удачно подходит для просмотра в нынешней ситуации: превращенный в биологическое оружие вирус опустошил поверхность земли, и главный герой, которого играет Брюс Уиллис, должен вернуться во времени, чтобы предотвратить его распространение. «Некоторые наиболее впечатляющие кадры фильма показывают Филадельфию приблизительно года 2035, где на покрытых снегом улицах нет ни души и спокойно расхаживают животные, тогда как люди вынуждены жить под землей», — указывает автор. Затем Симс рекомендует скрасить самоизоляцию такими картинами, как «День, когда загорелась Земля» (1961), «Деликатесы» (1991), «Высшее общество» (2018), «Интерстеллар» (2014), «Обливион» (2013) и, наконец, «Принцесса Мононоке» (1997). Включение этого творения признанного гения японской анимации Хаяо Миядзаки в список автор объясняет тем, что хотя действие в нем и происходит многие сотни лет назад, всё же этот «экологический эпик ставит ребром вопрос обреченности настоящего и будущего человечества». «Многие фильмы Миядзаки подспудно изучают то, как индустриализация и загрязнение окружающей среды нарушают баланс природы», — указывает автор. Продолжают список Симса такие картины, как «Тихая Земля» (1995), «Безопасность» (1995), «Сказки Юга» (2006), «Звёздный путь: Первый контакт» (1996), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008), «Время волков» (2003) и «Шоу Трумана» (1998). Автор указывает, что мир, в котором живет главный герой «Шоу Трумана» Трумэн Бёрбэнк, никак не может считаться постапокалиптическим: перед нами предстает идиллическая картина жизни у моря, где всё работает как часы, а самым большим поводом для беспокойства обителей этого мира является вопрос, какое блюдо съесть на ужин. «Но этим-то «Шоу Трумана» столь чудесно леденит душу: научно-фантастическая версия реалити-шоу, в которой в сатирической форме критикуется помпезность послевоенной исключительности США», — указывает автор. Завершают список картины «Мы» (2019), «Ванильное небо» (2001), «Таинственный лес» (2004) и «Сталкер» (1979). Этот фильм советского режиссера Андрея Тарковского автор называет, возможно, «наиболее влиятельным творением в апокалиптическом кинематографе». В нём мастерски сочетаются пустоши с заброшенными заводами, благодаря чему создается очень мрачный образ будущего.