Как восприняли "Девять дней одного года" в научном кругу
Драматическая картина Михаила Ромма "Девять дней одного года" посвящена работе физиков-ядерщиков и основана на событиях реальной жизни лишь отчасти. Лента была признана лучшим фильмом 1962 года по опросу журнала "Советский экран", в то же время Алексей Баталов, воплотивший образ физика-ядерщика Дмитрия Гусева, стал лучшим актером года. "Рамблер" вспоминает, какое мнение насчет картины было у настоящих ученых.
Прорыв в космической и оборонной промышленности СССР в 1960-е годы не мог не вызвать соответствующий интерес в других сферах, особенно это касается творчества. Так, постановщики охотно вцепились в довольно свежую для кинематографа тему.
Премьера фильма "Девять дней одного года" вызвала различные споры как в научных, так и в киноведческих кругах. По части логичности событий, о которых рассказывается с экрана сомневаться не приходится: научными консультантами киноленты были лауреаты Нобелевской премии по физике Игорь Тамм и Лев Ландау.
Перед прокатом фильм показали комиссии от атомной промышленности, которая решала вопрос о выходе картины, поскольку наличествовали сомнения по поводу воздействия истории на молодых ученых. Один из чиновников полюбопытствовал у режиссера, почему на экране столько лысых людей: уж не идет ли речь о том, что они облучены? Заступились за постановщика и его детище ученые, которые в целом отнеслись к киноленте благосклонно, хотя и упрекнули Ромма в том, что он смешал несколько несочетаемых исследований, да и сама деятельность Гусева вызывала вопросы.
О картине высказался известный советский физик-теоретик А. Д. Сахаров:
"Ромм пытался в своём фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и — за кулисами — немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая «условность» большинства ситуаций", - считал академик.
Научная интеллигенция охотно влилась в обсуждение фильма. Особенно ученых интересовал типаж современного исследователя: им был одержимый практик Гусев или же теоретик Куликов. Постановщик был явно на стороне первого, однако в научных кругах единого мнения все равно не было.
Исполнитель главной роли Алексей Баталов утверждал, что изначально задумывалось продемонстрировать ряд довольно мрачных деталей, которые впоследствии были исключены по соображениям цензуры. Например, планировалось показать, как Гусев приходит на могилу матери, а также сцену-упоминание о том, что заболевание привело героя к слепоте.