Войти в почту

Эндрю Уайет. Живописец тревоги

Эндрю Уайет родился 12 июля 1917 года в американском городе Чеддс Форд. Он был последним из пяти его братьев и сестер, и не отличался крепким здоровьем. Его отец был достаточно известным в то время иллюстратором, специализирующимся на детской литературе, и в его мастерской проходило традиционное, формальное художественное образование младшего Уайета: там он учился рисовать геометрические формы и натюрморты. Впоследствии Эндрю Уайет называл отца своим главным учителем, несмотря на то, что их воображение работало по-разному и влекла их разная художественность: старший Уайет жил и творил в мире фантазий и грёз, а младший – в реальном, но от того не менее привлекательном мире. Фото: artline.ru.net Весной 1933 года Уайет впервые начал работать на ферме Куэрнер в своём родном городе, и этот пейзаж будет появляться на его картинах много раз, в конце концов, становясь одной из главных тем его творчества. Да и в целом, основная тема его художественных работ – это американская природа и быт простых людей, населяющих Америку. Картины он писал темперой и акварелью, редко покидал свой родной город, только изредка выбираясь в город в штате Мэн, где они с семьёй отдыхали летом, когда он был маленьким. Примечательно, что на картинах художника можно увидеть только эти места, знакомые ему вполть до каждой травинки. Фото: kakprosto.ru Эндрю Уайет был интровертом и мало общался с людьми, но для того, чтобы быть художником, с людьми общаться необходимо: вести переговоры о выставках, продажах картин и так далее. Всем этим занималась жена Эндрю Уайета, Бетси. Именно она занималась продажей его картин, была его секретарём и натурщицей, а также даже помогала придумывать названия картин. Интересно также, что младший сын Эндрю, Джеймс, тоже стал художником. Критики не любили картины Эндрю Уайета, потому что считали его творчество слишком реалистичным для века расцвета модерна. Однако Уайет был очень популярен среди широкой публики. Критики говорили, что картины Уайета нравятся только недалёким домохозяйкам. Тем не менее, даже самая первая выставка работ художника была настолько успешной, что все его работы были распроданы всего на три дня. Примечательно, что самому художнику на тот момент было всего 20 лет. Фото: nytimes.com Многие, смотря сейчас на картины Уайета, говорят, что испытывают необъяснимую тревогу, хотя на картинах, вроде бы, всё хорошо. Этот эффект иногда называют полуденным ужасом, и применяют не только в живописи, но и в кинематографе. Яркой иллюстрацией этого эффекта можно назвать одну из самых известных картин Эндрю Уайета – "Мир Кристины". На этой картине изображена девушка, лежащая в поле и смотрящая на дом вдалеке. Многие воспринимают эту картину по-разному: кто-то считает, что молодая девушка просто прилегла отдохнуть в знойный день, кто-то думает, что она напряжённо вглядывается в сторону дома и пытается ползти к нему, а кто-то убеждён, что она наоборот только что сбежала из него. Фото: pinterest.ru Однако история создания этой картины во многом проливает свет на её сюжет. Картина не просто так называется "Мир Кристины": девушка, изображённая на ней, и есть Кристина Олсен, соседка Уайета. Однако девушкой её назвать трудно: на момент написания картины ей было пятьдесят пять лет. Приглядитесь: то, что сначала воспринимается, как юношеская субтильность – на самом деле не что иное, как старческая худоба. Странная поза Кристины тоже объяснима: на самом деле соседка Уайета была тяжело больна и частично парализована, именно поэтому на картине она так напряжена и неестественна. Но как в таком случае она попала в поле, и почему картина называется именно "Мир Кристины"? На эти вопросы тоже есть ответ: нессмотря на то, что из-за болезни Кристине приходилось большую часть времени проводить дома, она иногда тайком выбиралась на поля, чтобы увидеть мир как нечто большее, чем он был для неё. Фото: rassvet45.livejournal.com Ещё одна известная картина Уайета, "Ветер с моря" 1947 года, тоже связана с Кристиной Олсен, хоть на картине она не присутствует. На ней изображено окно на чердаке дома Олсенов, куда Кристина, ввиду своей болезни, не поднималась никогда. Сам Эндрю Уайет называл эту картину ещё одним портретом Кристины Олсен, мягкость и болезнь которой выражена летящей тканью занавески, а внутренняя сила – крепкой деревянной рамой окна. Также интересными являются многочисленные портреты Хельги, знакомой Уайта, которую она также встретил на ферме. Их знакомство, несмотря на брак Уайета с Бетси, было очень тесным, и в его результате Уайет написал огромный цикл из портретов Хельги, которые долго скрывал от своей жены, поскольку она не знала ни об этих картинах, ни об их знакомстве. Тем не менее, с течением времени Хельга стала членом семьи Уайета, что, как он сам признавался, очень радовало его несмотря на понимание того факта, что всех остальных это шокирует. Впоследствии даже сама жена Уайета, Бетси, в интервью называла то, что происходит между Эндрю и Хельгой, любовью, и не давала больше никаких комментариев. С чем же связано чувство тревоги, которое мы испытываем, смотря на картины Уайтеа? Как уже упоминалось выше, это так называемый эффект полуденного ужаса, который заключается в том, что на картине изображён обычный, часто солнечный день, но зритель ощущает напряжение и ужас, несмотря на то, что на картине, казалось бы, всё хорошо. До сих пор этот эффект не получил какого-либо научного объяснения, более того, его способны ощущать не все люди. Тем не менее, этим эффектом в качестве приёма пользуются многие современные кинорежиссёры, снимая в таких жанрах, как хоррор и триллер, где, в отличие от классических ужасов, нужно не просто испугать зрителя, а заставить его испытывать психологический дискомфорт. Создатели японской версии фильма "Звонок" даже признавались, что именно картины Эндрю Уайета и то, как особенно ему удавалось передать гнетущую атмосферу тревоги, вдохновили их на создание фильма и подсказали, как именно он должен воздействовать на зрителя. Фото: pinterest.at Эндрю Уайет умер в 2009 году, в том же городе, где родился, творил и прожил всю свою жизнь. Он оставил значимый след не только в изобразительном искусстве, но и в культуре в целом, повлияв на многих режиссёров, художников и писателей. Многие поклонники творчества Уайета даже уверены, что он – именно тот художник, кто смог бы идеально проиллюстрировать произведения Габриэля Гарсия Маркеса, одного из самых известных писателей в жанре магического реализма, — конечно, если бы действие его книг происходило в Пенсильвании.

Эндрю Уайет. Живописец тревоги
© Ревизор.ru