В Киеве завершается лицемерный кинофестиваль DOCUDAYS
Видимо, реализуя таким образом, свою свободу не говорить на неудобные темы в Украине. Потому что на сайте фестиваля в программе фильмов об этом трагическом нарушении самого главного права человека — права на жизнь — ничего не заметно. А ведь цель фестиваля: «способствовать соблюдению и защите прав человека и основных свобод, утверждению понимания человеческого достоинства как высшей ценности, повышению уровня гражданской активности в Украине, содействию развития документального кино». Видение — создание общества свободных людей. Как заявяет сам XVII Docudays UA, он — фестиваль не политический и не коммерческий. Насчет некоммерческого вопросов нет: победителям вручается семь премий по 1000 долларов, что сейчас, сами понимаете, хватит только победу отметить всей съемочной группой. А вот насчет неполитический вопросы как раз есть. Взять, например, такой фильм, как «War Note» (фонетическая аллюзия на Why not): в нем использованы «личные видеозаписи с телефонов, камкодеров, фотоаппаратов и гоупро украинских солдат, которые сплетаются в сюрреалистическое путешествие на фронт войны с РФ» (с). Неизвестно, есть ли там кадры того, как «добробатовцы» выдирали розетки и выключатели в домах мирных жителей села Пески близ Донецкого аэропорта, или как забирали «колеса» у мариупольцев, бросая хозяев автомобилей в их же багажники. Но вряд ли. Потому что продюстрованием занимался Марко Супрун, продюсер нашумевшей своим провалом киноленты «Наши котики» и, по совместительству, муж «Доктора Смерть» Ульяны Супрун. Для подстраховки, видимо, продюсер посадил на монтаж Владимира Тихого, не только режиссера мистической «Брамы» о жизни в Чернобыльской зоне, но и автора ленты «Сильнее, чем оружие», «развернутого полотна драматических событий Украинской революции Достоинства и российско-украинской войны — от стихийной попытки захвата здания президентской администрации 1 декабря 2013 до кровавых боев в руинах Донецкого аэропорта осенью 2014-го» (с). Ни капли политики, правда? Режиссер фильма Роман Любый уже поработал на «партию и правительство»: в 2017 году он снял ленту «Комбат доволен» о событиях вблизи Волновахи 13 января 2015, когда погибло 12 пассажиров рейсового автобуса, еще 19 получили ранения. В версии авторов фильма это был артиллерийский обстрел блок-поста ВСУ Украины. Хотя версия про подрывы вышедших на перекур пассажиров на заминированной обочине тоже рассматривалась: о ней говорит характер отверстий в корпусе автобуса. Но позиция режиссера однозначна, ведь материалы для фильма ему предоставила СБУ… Ну, да ладно, с Украиной все понятно, тут чего не коснись — все политика. Но ведь фестиваль международный, поэтому интересно, что прислали зарубежные кинематографисты? Возмем фильм «Межа»: «Стив Бэннон был скандальной фигурой из близкого окружения Трампа и продвигал ультраправую идеологию в высших эшелонах американской политики. И он покинул пост главного стратега Белого дома меньше чем через неделю после митинга «Объединенных правых» в августе 2017 года. Освободившись от официальных полномочий, он мог неограниченно пользоваться своим влиянием, превратив собственную версию национализма в глобальное движение. Фильм следит за дорогой Бэннона, проливая свет на его роль в мобилизации и объединении крайне правых партий для победы на выборах в Европарламент 2019 года. Благодаря манипуляциям с прессой и ловкого самопродвижения Бэннон остается на передовой протестов и заголовков, которые подпитывают мощный миф, необходимый для его выживания». Трамп, ультраправая идеология, национализм, выборы в Европарламент — это тоже все не про политику?! Уважаемые организаторы: Общественная организация «Докудейз», Украинский Хельсинский союз по правам человека, Центр современных информационных технологий и визуальных искусств, Благотворительная организация «Фонд милосердия и здоровья»! В таких случаях говорят: или крестик снимите, или трусы оденьте. Но вам, видимо, все роса. И коси коса. Продолжайте в том же духе, некоммерческие вы наши — как же вы интересно, выживаете без денег в это сложное время? Наверное, исключительно за щедрые «чаевые» международных фондов за показы, как у вас написано на сайте, «фильмов креативной документалистики, в которых этические и правовые проблемы раскрываются с помощью выразительных художественных средств». Это и есть, видимо, права человека — человека платящего.