«Тайная жизнь», «Иваново детство», «Дюнкерк» и еще 5 выдающихся фильмов о войне
В этом году мы празднуем 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая многие традиционно пересматривают лучшие фильмы военной тематики, чтобы вспомнить, как страшна война, и чтобы еще раз испытать гордость за доблесть и отвагу победителей. Мы собрали топ-7 картин о Второй мировой войне, которые стоит пересмотреть (или впервые увидеть) в День Победы. Кадр из фильма «Тайная жизнь» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Тайная жизнь» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Тайная жизнь» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Тайная жизнь» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Иди и смотри» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Дюнкерк» Instagram Кадр из фильма «Дюнкерк» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Иваново детство» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Иваново детство» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Иваново детство» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Иваново детство» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Сын Саула» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Сын Саула» Instagram Кадр из фильма «Сын Саула» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» Kinopoisk.ru Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» Kinopoisk.ru «Тайная жизнь» (2019) «Лок» с Томом Харди, «Луна 2112» с Сэмом Рокуэллом и еще 5 фильмов о самоизоляции с неожиданным финалом Последняя на данный момент картина легендарного Терренса Малика рассказывает реальную историю австрийца Франца Егерштеттера, который во время войны отказался идти на фронт и убивать людей. Позиция главного героя полностью поддерживается его близкими, но осуждается знакомыми и высшим военным руководством. За свой отказ взяться за оружие Франц поплатился тюремным заключением, пытками и расстрелом. Малик уходит от съемок очевидных ужасов войны — в его истории нет оторванных частей тела, масштабных захватнических операций и тысячи статистов в кадре, сражающихся на поле боя. Это история частного геройства одного человека, ставшего символом милосердия и верности внутренним убеждениям. Критики и зрители почти единогласно признаются, что фильм Малика рассматривает войну под другой оптикой и оттого впечатляет еще сильнее — его камера всматривается в красивое и тихое существование простого человека, отказавшегося служить фашистам и вынужденного проститься со своей жизнью. Война — это уже давно не безликая статистика миллионов погибших. Это оглушительная правда о конкретных людях и их личных подвигах, скрытых от глаз этих миллионов. «Иди и смотри» (1985) Кадр из фильма «Иди и смотри» Фильм Элема Климова по праву считается одним из лучших на тему губительности войны. Он доказывает, что, может, у войны и нет сердца, но есть глаза. Режиссер рассказывает историю взросления главного героя Флера, совсем еще ребенка, сталкивающегося с ужасами войны. По сюжету Флер (Алексей Кравченко) пытается добраться до партизан, прячущихся в лесу. Долгий и страшный путь подростка четко отражается на его лице — постепенно детская невинность уступает место взрослым морщинам, а его глаза искажаются ужасом. О съемках картины ходит немало легенд: и что детей-актеров вводили в состояние транса, чтобы тяжелые съемки не травмировали их психику; и что процесс съемки взрыва настоящей коровы занял несколько дублей вместо изначально запланированного одного. Эти факты и домыслы создали вокруг ленты особый ореол и только укрепили в статусе выдающегося кинопроизведения о войне, о котором часто с уважением отзываются и голливудские кинематографисты. Редко история о подвиге главного героя касается настолько юного персонажа, и в этом смысле «Иди и смотри», безусловно, оспаривает утверждение о том, что детство — это беззаботная пора. «Дюнкерк» (2017) Кадр из фильма «Дюнкерк» Любитель больших масштабов Кристофер Нолан, касаясь темы войны, решил отойти от привычных широких мазков и рисует свое полотно, концентрируясь на деталях. Британский режиссер вспоминает историю удивительного спасения более трехсот солдат в ходе Дюнкеркской операции, произошедшей в начале Второй мировой войны. Из многочисленной толпы Нолан выдергивает нескольких героев (молодых ребят), которые всеми силами пытаются уцелеть, находясь на обстреливаемой фашистами территории. В «Дюнкерке» Нолан рвет свое повествование во времени, немного запутывая зрителя, — события, которые уже произошли по сюжету, еще только должны случиться, если сверять с их исторической точностью. Таким образом режиссер подводит нас к нескольким ключевым идеям: история спасения героев будто бы закольцована и обещает неизбежный провал, но нелинейность времени дарит зажатым в тиски персонажам шанс на спасение и будущее. Хотя внутри самой истории каждая секунда для них на вес золота. «Иваново детство» (1962) Кадр из фильма «Иваново детство» Фильм, у которого позаимствовал множество визуальных и художественных решений оскароносный Алехандро Гонсалес Иньярриту для своего «Выжившего». Картина Андрея Тарковского вышла в широкий советский прокат с опозданием на четыре года, но в год своей премьеры удостоилась почетной и главной награды Венецианского кинофестиваля — Золотого льва. Фильм Тарковского исследует войну с точки зрения ее воздействия на жизнь простых людей — тех, которые не сражаются на передовой, а пытаются отчаянно спастись вдали от боевых действий, но даже до них долетают страшные осколки войны. 12-летний Иван становится свидетелем расстрела собственной матери фашистскими офицерами. Травмированный подросток, оставшись круглым сиротой (его отец погиб на фронте), уходит в военную часть и становится юным разведчиком. Каждый день еще по сути ребенок рискует собственной жизнью, чтобы помочь советским солдатам победить немецкого врага. Отвага и бесстрашие Ивана до глубины души поражают его старших товарищей и вдохновляют их на подвиги. «По соображениям совести» (2016) Пацифистский манифест Мэла Гибсона основан на реальной истории Дезмонда Досса — американского солдата, который отправляется на фронт, но в буквальном смысле отказывается брать в руки оружие. Таким образом Досс становится первым идейным уклонистом в истории американской армии, а впоследствии даже удостаивается медали Почета. Герой, которого сыграл Эндрю Гарфилд, во многом является символом непоколебимости внутренних убеждений человека, желающего защищать свою страну, но не ценой жизней других людей. Выдержав насмешки сослуживцев и давление со стороны старшего военного руководства, Дезмонд сумел остаться верным своим идеалам и вернулся с фронта живым. «По соображениям совести» — новый взгляд на войну, которую мы привыкли видеть беспощадной и жестокой, но вдруг оказывается, что в ней есть место и отчаянным идеалистам, побеждающим врага не реальным мечом, но горячим сердцем. «Сын Саула» (2015) Кадр из фильма «Сын Саула» Картина венгерского режиссера Ласло Немеша стала настоящей сенсаций в мире кино. За один год она взяла и американский «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», и французскую Пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Действие фильма происходит в 1944 году в лагере смерти Аушвице. Главный герой истории — еврейский пленный Саул, который в стенах концентрационного лагеря является участником зондеркоманды (подразделение узников лагеря, которые сопровождали заключенных в газовую камеру, а затем уничтожали тела). Среди тысячи обреченных на смерть людей Саул внезапно замечает одного выжившего, в котором ему чудится собственный сын и которого он теперь пытается спасти. На фоне этого в самом лагере зреет восстание, и Саул, так же как и его личная миссия, становится слишком уязвимым. Эта на первый взгляд простая история на поверку оказывается куда глубже и многослойнее заявленного сюжета. Немеш вкладывает в действия Саула едва ли не библейские цели по спасению если не всего человечества, то хотя бы одного человека. Тем более что в еврейской традиции есть хорошая поговорка, приписываемая Оскару Шиндлеру: «Кто спас одну жизнь, спасает весь мир». «Двадцать дней без войны» (1976) Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» Действие фильма происходит в 1942 году. Фронтовой журналист Лопатин (Юрий Никулин) во время своего 20-дневного отпуска приезжает в Ташкент. Ему, человеку, приехавшему из самого сердца тьмы, мирная жизнь кажется странной и непривычной. За свой недолгий отпуск Лопатин успевает прожить маленькую жизнь: видит, как продолжится его литературное дело на большом экране, и знакомится с женщиной, которая подарит ему яркий опыт любви — единственного обезболивающего против боли войны. Черно-белая картина Алексея Германа лишена красок, потому что ее главный герой, увидев столько зла на поле боя, будто бы перестает различать цвета. Жизнь вне фронта, несомненно, спокойнее, но шлейф увиденного тянется за каждым, кто посмотрел войне прямо в глаза и не зажмурился от ужаса. «Двадцать дней без войны» — это и гимн человеческой жизни, и рассказ о страшных сторонах войны, которая продолжается в ее участниках, даже когда над ними мирное небо. Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram Фото:Kinopoisk.ru, Instagram Видео:YouTube.com