Войти в почту

Вечный жандарм из Сен-Тропе: 10 уроков от Луи де Фюнеса

Французский актер Луи де Фюнес был выдающимся комиком XX века. Фильмы с его участием до сих пор способны рассмешить даже самых угрюмых людей, а о его живой и неповторимой мимике современники слагают легенды. Это был выдающийся актер с необычной судьбой. В жизни он был совсем не таким как в кадре: мудрым, работящим, немного мрачным. В материале «МИР 24» мы собрали 10 уроков от Луи де Фюнеса. Смотрите фильмы с участием Луи де Фюнеса на телеканале «Мир»: в пятницу, 15 мая, в 21.00 «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке», и в субботу, 16 мая, с 14:20 «Жандарм женится», «Жандарм на отдыхе», «Жандарм и инопланетяне» и «Жандарм и жандарметки». 1. Веди себя как аристократ, даже если это не так Луи де Фюнес – сын представителей двух древних родов – испанского (по отцу) и португальского (по матери). Родители Луи сбежали во Францию, чтобы пожениться, и жили на новом месте не очень богато. Но дать сыну хорошее образование, присущее дворянам, родителям все-таки хотелось, и они устроили Луи в престижный колледж. В этом же учебном заведении в свое время получили образование такие выдающиеся деятели как, Поль Верлен, Тулуз-Лотрек, Марсель Пруст и Жан Кокто. Отец Фюнеса никогда не забывал о своем дворянском происхождении и, несмотря на то что ему приходилось много трудиться не на престижной работе, вел себя соответственно – немного надменно и по-снобистски. Вот и персонажи Луи были такими, во многом он просто пародировал отца. А так как он хорошо знал высокомерных героев изнутри, соответствующие роли ему давались довольно легко. После того, как к французскому актеру пришла слава и признание, он поселился в настоящем барочном замке времен Людовика XIV – мог себе позволить, да и внутреннее мироощущение вполне соответствовало. 2. Сначала упертость, потом удача Луи не смог продержаться в своем престижном колледже, молодой человек вылетел оттуда и вынужден был искать хоть какую-то оплачиваемую работу. Он был очень творческим человеком и смолоду тяготел к кино. Но ему никак не везло туда попасть. Мальчику из аристократичной семьи было сложно смириться с необходимостью выполнять неквалифицированную работу, но выбора не было, так что до 32 лет Фюнес кем только не работал: чистильщиком обуви, скорняком, декоратором, счетоводом, тапером. Эти годы стали для аристократа тяжелым испытанием, но будущий актер не сдавался. Он упорно пробовался на роли в кино и вот наконец его стали брать в маленькие эпизоды. Так, первую роль Фюнес получил только в 1945 году. Но и тут удача долгое время была не на его стороне – почти 13 лет Луи играл лишь второстепенных персонажей, пока наконец в 1958 году ему не доверили главную роль в фильме «Не пойман – не вор». Сам Луи отмечал, что добиться своей цели ему помогла далеко не удача, а лишь собственная феноменальная упертость. 3. Даже успешные люди порой считают себя полными неудачниками Это может показаться странным, но большую часть своей жизни Луи де Фюнес считал себя полным неудачником. Сначала он долго не мог пробиться в кино, потом его часто одолевал страх мимолетности своего карьерного успеха. Актер часто испытывал такое чувство, что почти все, что он делал в жизни, приводило к отказам, краху, нищете и просто плохому настроению. Из-за этого, как рассказывают очевидцы, за кадром актер часто выглядел мрачно и угрюмо. Более того, коллеги по съемочной площадке часто замечали за Фюнесом прижимистость – по жизни он экономил на всем, даже когда стал хозяином собственного замка. 4. В любой непонятной ситуации не забывай про музыку Фюнес шел с музыкой по жизни. Его самой долгой работой до ролей в кино стала должность тапера, пианиста в кабаре. Луи обожал джаз: слушал его, играл и отлично разбирался. Он был большим меломаном. И вот тут он никогда не скупился: пластинки он покупал всегда и везде, независимо от того, сколько в кармане осталось денег. Он гонялся за эксклюзивными и новомодными пластинками и его материальное положение в этих случаях его волновало в последнюю очередь – за ценные находки он готов был отдать последние деньги. В общем, музыка была для актера и хобби, и отдушиной, и спасательным кругом на случай краха кинокарьеры. Помимо этого, джаз помог Фюнесу сойтись с его женой Жанной де Мопассан. Однажды она призналась, что вышла замуж, как она выразилась, за этого плешивого карлика только из-за того, что он был виртуозным исполнителем джаза. Возможно, именно музыка помогала их браку не ржаветь – супруги прожили вместе сорок лет душа в душу, до самого конца жизни. 5. Мрачный человек – талантливый комик Помимо музыки, скрыться от страданий и осознания собственной никчемности в самые тяжелые году Фюнесу помогал еще и смех. Он шутил и гримасничал, как бы отводя в сторону мрачные мысли. Это помогало ему с легкостью выполнять любую, даже самую неприятную работу. Свое мастерство комика Луи оттачивал во время работы пианистом в кабаре и ресторанах. Работа завела его в район Пигаль, французский квартал красных фонарей. При всей своей обычной мрачности Луи был компанейским и приятным человек – так он завел нужные знакомства в районе борделей, которые помогли ему попасть в киноиндустрию. Пока Фюнес работал пианистом, он время зря не терял. Поначалу для себя, а затем и для развлечения публики, он корчил такие рожи, что весь зал неустанно заливался смехом. Умение работать мимикой, выдавать массу эмоций без жестов помогло актеру в его кинокарьере. А до этого Фюнес оттачивал свое мастерство, играя джаз на пианино. Зрители считали его прекрасным талантливым комиком, восхищались его экспрессией и даже называли «человеком сорок лиц в минуту» – никто и не подозревал, что мрачный по своей природе Фюнес использовал смех в качестве лекарства от сумасшествия. 6. Тише едешь – дальше будешь. Поздний карьерный старт может стать плюсом Уже в глубокой старости Луи де Фюнес признался, что без многих лет страданий за своими плечами он, может быть, и не добился бы успеха в кино. Дело в том, что конкуренцию ему всегда составляли такие же неудачники, как и он сам. С той лишь разницей, что Луи был более мотивирован зацепиться в кино и не тратил время зря – даже до своей актерской деятельности он оттачивал свои навыки и нарабатывал багаж знаний. Его медленный карьерный рост помог ему стать таким, каким его в итоге запомнили – талантливым энергичным комиком. К тому моменту, когда Фюнеса наконец заметили, он был зрелым самобытным актером (хотя коллеги по цеху в шутку называли его «молодым подающим надежды актером» – в его-то 43 года): в каждую роль он буквально вцеплялся зубами, невероятно смешной и мотивированный, он оказался еще и настоящим бойцом. 7. Чем выше поднимаешься, тем больше работай Годы страданий и неудач сказались на всех сферах жизни Фюнеса. Что стало особенно важным, они помогли ему выработать безупречную трудовую дисциплину и этику. Луи был неутомимым трудоголиком – он считал, что чем известнее и успешнее ты становишься, тем больше времени и сил должно уходить на работу. Невероятным образом Фюнес успевал все: он снялся в общей сложности в 130 фильмах – и это при том, что сама по себе работа на съемочной площадке занимала у актера лишь треть рабочего времени. День Фюнеса был расписан по минутам. Утром он озвучивал зарубежные фильмы, днем снимался в кино, а вечером выступал в театре. Примечательно, что в театре в большей степени обращали внимание на мрачную, лиричную сторону актера. Фюнесу предлагали играть серьезных персонажей и даже героев-любовников. Но тот отказывался – мол, с его внешностью играть серьезные роли слишком абсурдно. Актер был занят работой даже тогда, когда здоровье начало подводить его – после двух инфарктов, которые он пережил в 1975 году, он вернулся на сцену и вопреки всему стал только меньше отдыхать. 8. Столица – для работы, пригород – для жизни Луи де Фюнес был заядлым садоводом, он любил выращивать цветы и вообще подолгу проводить время наедине с растениями. Позже в честь него даже назвали сорт розы. Актер провел свои лучшие годы в поместье XVII века Клермон, принадлежавшем его жене. Там он отдыхал от городской суеты и занимался более земными, чем кинокарьера, делами – вел хозяйство, общался с близкими и природой. Ему пришлась по нраву тихая провинциальная жизнь, за городом он набирался сил. Конечно, немаловажным фактором было то, что жил он не просто в доме, а в огромном собственном замке с винным погребом и миллионами долларов. При всей своей любви к загородной жизни Фюнес предпочитал зарабатывать деньги в столице. 9. Ничего не решай за детей Под конец жизни Фюнес обрел мудрость, что неправильно заставлять детей идти по стопам родителей. Но до этого он все-таки долгое время настаивал, чтобы его сын Оливье пробивался в кино. Луи возлагал большие надежды на сына – он был красивым талантливым молодым человеком и даже несколько раз снялся с отцом в фильмах. Но актером наследник рода Фюнесов становиться не хотел, его тянуло в небо. Оливье бросил кино ради карьеры летчика. Луи мечтал об актерской династии и очень сильно переживал, когда получил отказ сына. Он считал, что ребенок унаследовал его талант и осознанно зарывает его в землю. Рассказывают, что в семейной жизни Луи имел склонность к тирании – это давали о себе знать его дворянские корни – но к концу жизни стал более мягким. 10. Не гонись за богатством Комедийный актер Луи де Фюнес умер в семейном поместье Клермон 27 января 1983 года в кругу семьи. Его последними словами были: «Я скучаю один в своей комнате». Луи похоронили на территории его замка. После смерти Фюнеса его семья решила продать замок, сейчас он переоборудован в психиатрическую лечебницу.

Вечный жандарм из Сен-Тропе: 10 уроков от Луи де Фюнеса
© Мир24