Войти в почту

Ни жарко, ни холодно: почему российские фильмы не берут "Оскар"

СИМФЕРОПОЛЬ, 16 мая - РИА Новости Крым, Варвара Ковалева. 15 минут, 250 человек и по 5 долларов за вход. Такой была первая церемония самой известной кинопремии в мире 16 мая 1929 года. Какова роль "Оскара" сегодня, какие российские фильмы ее получали и почему, а главное – какие не получили, хотя могли бы получить, рассказали эксперты РИА Новости Крым. "Оскар-2020" оказался "сюрпризным" – мнение критика >> Недооценены, но блистательны Советский и российский режиссер, киножурналист Давид Шнейдеров считает, что российские фильмы не пользуются ни большим, ни меньшим успехом у американских киноакадемиков, несмотря даже на то, что достаточно много россиян являются членами академии. Кадр из фильма "Вор" (1997) Однако эксперт отмечает, что есть несколько российских картин, которые достойны получить статуэтку: все они соответствуют неким "оскаровским" критериям – независимая, но в то же время универсальная и интернациональная история, а также небольшой бюджет картины. Кадр из фильма "Неадекватные люди " (2010) "Безусловно, награды достоин дебютный фильм Романа Каримова "Неадекватные люди". При условии его малобюджетности, этот фильм мог бы достойно представлять Россию. Еще один блистательный фильм – "Класс коррекции" Ивана Твердовского. Эта картина, на мой взгляд, могла бы провести фурор за рубежом при грамотном продвижении". Кадр из фильма "Довлатов" (2018) Еще одна картина, по словам киножурналиста, как ни одна другая достойна попасть как минимум в номинацию - "Довлатов" Алексея Германа "Сергей Довлатов - персона, известная всему миру, особенно известная в Америке, и фигура, знакомая академикам, которые претендуют на то, чтобы быть культурными людьми. Конечно, они знают судьбу русского эмигранта и блистательного, великолепного писателя". Кадр из фильма "Довлатов" (2018) В список "кандидатов в оскароносцы" критик также добавил картину "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского. Кадр из фильма "Как я провел этим летом" (2010) Также Шнейдеров отметил номинированный в год 70-летия премии фильм "Вор" Павла Чухрая. И фильм Юрия Быкова "Майор", который не выдвигался на "Оскар", но, как отмечает режиссер, эта история полностью соответствует всем критериям премии. Известный кинокритик Сергей Сычев говорит о другом российском фильме, который номинировался, но не получил премию - "Левиафане" Александра Роднянского. Кадры из фильма "Левиафан" режиссера А.Звягинцева "Роднянский, во-первых, добился того, чтобы у фильма был крупный американский прокатчик, - говорит критик, - а во-вторых, у режиссера были и остаются серьезные планы для работы на больших международных рынках. Так что премия ему бы не помешала". Разве что уважение на родине Однако, считает Сычев, премия "Оскар" не так важна для русского кино: "Это американская премия, которой от того, что там участвуют какие-то российские картины, ни жарко, ни холодно - они все равно там не станут хитами. Даже если какой-то отечественный фильм получает "Оскар", как, например, "Москва слезам не верит", фильму это практически ничего не дает, может быть, только уважения на родине". Кадр из кинофильма "Москва слезам не верит""О нас с тобою": 10 цитат из фильма о Москве, не верящей слезам >>https://crimea.ria.ru/culture/20200211/1117940276/O-nas-s-toboyu-10-tsitat-iz-filma-o-Moskve-ne-veryaschey-slezam.html "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, добавляет Шнейдеров, сделана "абсолютно по американским лекалам". "Этот фильм - история Золушки, это история, говоря на американском языке, self-made woman. Поэтому, конечно, она прельстила американских киноакадемиков, которые увидели, что в России происходит то же самое, Россия такая же страна, как и все остальные". Кадр из фильма "Москва слезам не верит" (1979), режиссер Владимир МеньшовЛюбовь и журавли: Гоша, он же Гога, он же Алексей Баталов >>https://crimea.ria.ru/culture/20191120/1117647986/Lyubov-i-zhuravli-Gosha-on-zhe-Goga-on-zhe-Aleksey-Batalov.html Журналист и кинокритик Алексей Двоеглазов также упомянул фильм "Москва слезам не верит" как самый яркий отечественный фильм, получивший премию. Однако, по его словам, из современных фильмов также есть достойные, но недооцененные. Кадр из фильма "Дылда"Чем уникален номинант на "Оскар" от России - мнение критика о фильме "Дылда" >>https://crimea.ria.ru/culture/20191217/1117763229/Chem-unikalen-nominant-na-Oskar-ot-Rossii---mnenie-kritika.html "На сегодняшний день, например, из российского кино в "шорт-лист "Оскара" попал фильм "Дылда" Кантемира Балагова. Однако до номинации он так и не добрался. В принципе, он мог бы получить статуэтку, вполне достойный фильм. Это одна из последних картин, которая действительно относится к искусству, а не к развлечению". Фрейндлих Жена сталкера По мнению эксперта, лучшим российским фильмом за всю историю кинематографа является "Сталкер" Андрея Тарковского, снятый на киностудии "Мосфильм" в 1979 году по мотивам повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Картина в 1980 году получила "Приз экуменического жюри" на Каннском фестивале. Кадр из фильма "Сталкер" (1979) "Этот фильм никогда не выдвигался и не номинировался. Но если бы от меня что-то зависело, я бы непременно дал ему статуэтку." Российские претенденты на "Оскар" оказались аутсайдерами премии >> Академики прогнулись В целом эксперты сошлись во мнении, что "Оскар" за много лет изменился. Если ранее премия была традиционная, ожидаемая и желаемая, то постепенно ее концепции и аудитория менялись. "Ранее были чудные оскаровские традиции – ведущий, шутки, которые были не "ниже пояса", касались и политики, и политических деятелей. И это была свобода. Затем началось ограничение времени, начиная с фильма "Боулинг для Колумбины", "Фаренгейт 9/11", а также яростные антибушевские выступления. Ведь из чего складывается престиж "Оскара"? Очень важное значение имеет количество просмотров, сколько людей смотрят церемонию вручения", - говорит Давид Шнейдеров. По его словам, когда на "Оскаре" начали всплывать гендерные, сексуально-ориентационные и расовые скандалы, люди начали "отворачиваться" от премии. В этом году, рассказал эксперт, премию смотрело минимальное количество людей за всю его историю. "Раньше американские киноакадемики были беспристрастными небожителями, они были над мирской суетой. А сейчас они погрязли в разборках - гендерных, расовых и сексуальных. Люди же хотят просто смотреть кино. Зрителям совершенно наплевать, какого цвета кожа у актера, получающего "Оскар", какой он сексуальной ориентации и какого пола, - убежден Шнейдеров. - Когда аудитория начала понимать, что академия прогибается перед движениями "Me too", перед феминистскими и другими организациями, "Оскар" стал стремительно терять аудиторию и, соответственно, престиж". Триумф "Джокера": почему фильм бьет рекорды в прокате - кинокритик >> Лучше победить в Каннах, Венеции и Берлине Однако, по словам киножурналиста, аналогичной премии по уровню и известности нет и не будет, американское кино – самое популярное кино в мире. Кадр из фильма "Класс коррекции" (2014) "Ни одна национальная премия не сможет сравниться по популярности с "Оскаром", потому что оскаровские фильмы смотрели все, а национальные смотрели не все. Вы "Класс коррекции" видели? - озадаченно спрашивает критик. – Наверняка нет, точно так же, как и в Испании не видели огромное количество испанских фильмов. Если я вам скажу, что испанскую премию "Гойя" получил фильм "Другие", вам это что-нибудь скажет? Нет. Для вас испанская премия не будет равнозначна "Оскару", а если я упомяну фильм "Ла ла ленд", то каждый второй знает его сюжет". В свою очередь Сергей Сычев ответил, что российскому кинематографу скорее нужно сосредоточиться на фильмах, которые достойны участвовать в Каннском, Венецианском, Берлинском кинофестивалях. Потому что Европа ближе к России не только в географических, но и других аспектах. "Мне кажется, имиджу России гораздо больше добавит победа в европейских кинопремиях, чем, прямо скажем, получить второстепенную категорию "Лучший иностранный фильм" на "Оскаре", - заключил эксперт. Кадр из фильма "Класс коррекции" (2014)

Ни жарко, ни холодно: почему российские фильмы не берут "Оскар"
© РИА Новости Крым