Ким Чен Ир — энтузиаст северокорейского кино. История одного похищения
Фото: youtube.com Сын основателя КНДР, Ким Чен Ир, страстно любил кинематограф и всю свою политическую карьеру стремился развивать национальное северокорейское кино. Он с юных лет тянулся к искусству, к прекрасному, самостоятельно обогащал свой кругозор и занимался самообразованием. Позже о нем будет отзываться Хе Ран, сестра его супруги, которая долгое время жила в их доме и помогала воспитывать его сына. Фото: 24smi.org " Ким Чен Ир — культурный человек и уважает знания, ценит красоту. Я видела, как светлело его лицо, когда он видел что-то простое и не претенциозное. И он безжалостно орал, видя вульгарное и убогое". В 1964 году, приступая к своим обязанностям в Центральном комитете Трудовой партии Кореи, будущий "великий руководитель" точно знал свою главную цель - направить все силы на процветание кинематографа в своем государстве. Для этого он предпринял ряд радикальных действий. Первым делом расширили пространство "Корейской киностудии", и она стала в разы больше американской "Метро-Голдвин-Майер". Фото: zen.yandex.ru Ким Чен Ир заказал новейшую советскую и немецкую кинотехнику, а сами советские фильмы провозгласил в качестве ориентира, на который нужно равняться северокорейскому кинематографу. После чего он уволил предыдущих работников сферы и провел профессиональную переподготовку тех, кто по его соображениям разделял основную идеологию искусства КНДР. Он лично просматривал весь поступающий материал и давал ему развернутую критическую оценку. Фото: colta.ru После произведенной культурной реформы кинематограф стал важным сегментом национальной политики Северной Кореи, он был направлен на воспитание любви и уважения к вождю. Зритель заручался гарантией собственного благополучия в случае, если будет продолжать подчиняться и работать на процветание государства, поскольку это неизменное ощущение внушал каждый сюжет, идейное содержание которого Ким Чен Ир прозвал "зерном". На это "зерно" и была направлена основная ориентация, вот почему фильмы тех лет можно смело назвать однотипными. Техническая сторона вопроса также страдала: использовали один и тот же свет, в кадре отсутствовала смена фокуса, актеры передавали гротескно-мелодраматические эмоции. Фото: news.koreaherald.com По этим причинам северокорейский кинематограф не был признан у иностранных коллег, над ним даже насмехались. Тем временем южнокорейские фильмы все больше распространялись и пользовались спросом на территории Азии. Для Ким Чен Ира это положение стало стимулом провести национальный переворот в соседнем государстве. Он понимал, что ему необходимо обратить местных жителей на свою сторону, и как раз-таки кино должно было этому поспособствовать. В 1978 году была организована операция по похищению самой популярной актрисы - Чхве Ын Хи, а позже - ее бывшего мужа Син Сан Ока, известного южнокорейского режиссера… Фото: kinopoisk.ru "В тот день, когда мы под руководством великого вождя устроим революцию в Южной Корее, вам будет отведена важная роль. Южнокорейцы держат нас за чудовищ и дикарей. Думаете, они поверят нам, когда мы их освободим? Но если в первых рядах окажетесь вы, ваше слово будет убедительнее сотни наших слов" - слова одного из надзирателей Чхве Ын Хи, которую держали взаперти в многочисленных резиденциях будущего вождя. Фото: ivi.ru Ее дни проходили за просмотром кинематографического достояния Северной Кореи и занятиями "перевоспитания", таким образом ее активно обращали в ответственного гражданина КНДР. Однако, ее положение было гораздо лучше положения ее бывшего супруга. Син Сан Ок испытал на себе условия квалиссо, так называемого "центра сосредоточения", построенного по образцу советского ГУЛАГа, а также кехвассо, "лагеря перевоспитания". После того, как он в 1983 году все же согласился работать на "Корейскую киностудию" и способствовать подъему кинематографа КНДР, Ким Чен Ир освободил его и вновь свел с Чхве Ын Хи. Им было дано разрешение посещать киноархив, а также предоставлены все "права и привилегии" для того, чтобы они в короткий срок принялись за работу. За время их насильного пребывания на территории КНДР Ким Чен Ир продюсировал семь совместных их киноработ. Фильм "Соль" 1985 года принес Чхве Ын Хи звание лучшей актрисы на Московском международном кинофестивале, а "Пульгасари", вдохновленный серией фильмов о Годзилле - стал настоящей гордостью будущего вождя. Фото: kinoreporter.ru После успешного проката Ким Чен Ир даже решил отправить творческую пару в командировку в Австрию на кинофестиваль, где они должны были вести переговоры о биографической кинокартине про Чингисхана. В Вене под предлогом встречи с журналистом, им удалось на время остаться без своих надзирателей и передать через посыльного в отеле запрос посольству США о политическом убежище, сбежать из отеля и получить протекцию американцев. В марте 1986 года Ким Чен Ир лишился двух сокровенных объектов культуры Северной Кореи, но до конца своей жизни так и не признал факт похищения. Эта история позже, в 2016 году, легла в основу британского документального фильма "Любовники и Деспот", а также в основу сюжета книги Пола Фишера "Кинокомпания Ким Чен Ир представляет", изданной в том же году.