Шторма политических арен - «Вся президентская рать», «Дзета», «Власть», «Плутовство» – наш ТОП фильмов о политических кризисах
Вся президентская рать (1976) Историческая детективная драма, основанная на одноименной документальной книге непосредственных участников тех событий – Боба Вудворда и Карла Бернстайна. Снял картину Алан Дж. Пакула ("Убить пересмешника", "Выбор Софи"). Фильм был удостоен четырех премий Оскар, в том числе за "лучший адаптированный сценарий". Действие происходит в 1972 году в США. Несколько неизвестных ночью проникли в штаб демократической партии США накануне грядущих выборов, но были пойманы охраной. Это подняло некий общественный резонанс, но дело быстро постарались замять и сместить акценты СМИ на другие темы. Лишь только два журналиста газеты «Вашингтон пост» решили докопаться до истины и узнать, кто стоит за этим проникновением и каковы были его цели. "Вся президентская рать" является идейным продолжателем дела картины "Вся королевская рать" (1949) Роберта Россена. Разница в том, что фильм Россена основан на художественном романе, в то время как лента Пакула рассказывает реальную историю, всколыхнувшую не только граждан США, но эхом пронесшуюся по всему миру. Думаем, что многие в курсе, чем закончилась та история, но все же, воздержимся от спойлеров дабы не испортить впечатление новым зрителям. Фильм представляет собой больше журналистское расследование, нежели политические триллер. В центре истории репортеры Боб Вудворд и Карл Бернстайн, которые все два часа фильма настойчиво опрашивают возможных свидетелей и различными способами собирают информацию о заказчиках. Диалогов в фильме много, даже слишком, и их не стоит пропускать мимо ушей. Это полностью разговорное кино, динамика которого спасает лишь главный актерский дуэт – Роберт Рэдфорд и Дастин Хоффман, которые в те годы были на пике карьеры. В остальном фильм выделяется лишь самой историей и настоящим подвигом двух репортеров, которые своим профессиональным рвением буквально изменили историю 20 века. Маньчжурский кандидат (2004) Детективный триллер с нотками фантастики – ремейк одноименной картины 1962 года. Поставил фильм Джонатан Демме ("Молчание ягнят", "Субботним вечером в прямом эфире", "Филадельфия"). Фильм расскажет нам вымышленную историю политической борьбы в США. Отставной военный – герой спецоперации "Буря в пустыне" Раймонд Шоу, сын сенатора Элеоноры Шоу, претендует на кресло вице-президента. Его бывший командир – Бен Марко, страдает от посттравматического синдрома. Его мучают страшные видения об одном инциденте, когда их отряд попал в засаду, Марко получил тяжелые ранения, и только благодаря подвигам Шоу, им удалось выжить. Но со временем Марко начинает сомневаться в правдивости тех событий и собственных воспоминаний... Хотя в этом фильме не малую роль играют военные, отсылки к боевым операциям, немного фантастики, в основном поле зрения режиссера находится в вязком болоте американской политики. На примере этой выдуманной истории режиссер демонстрирует, насколько далеко могут зайти люди в погоне за властью. Сюжет фильма довольно закручен, но отпечаток политического триллера, наполненного диалогами, может многим показаться тяжелым. Неплохой актерский состав, пестрящий оскаровскими лауреатами всеми силами старается вытянуть фильм из пучины скуки. И это временами работает. Политические фильмы почти всегда грешат тем, что на рядового зрителя обрушивают неудобоваримый поток информации, который быстро утомляет мозги, ищущие расслабления. "Маньчжурский кандидат" как раз из таких фильмов. Мартовские иды (2011) Драматический триллер, поставленный знаменитым актером Джорджем Клуни, также исполнившим одну из главных ролей. Фильм основан на реальных событиях избирательной кампании Говарда Дина. Действие фильма происходит в 2004 году во время праймериз Демократической партии США перед президентскими выборами. Стивен Майерс работает в избирательном штабе Майка Морриса – губернатора штата Огайо. На работе Стивен знакомится с Молли – молодой стажеркой. У них быстро завязывается роман, и однажды Молли рассказывает Стивену о том, что Моррис не так давно ее изнасиловал, и теперь она беременна от него. Майерс решает рассказать об этом своему боссу Полу Заре, но сталкивается с неожиданной реакцией, перевернувшей его идеалистические моральные устои. "Мартовские иды" имеют под собой реальную основу. Джордж Клуни снял более локальный политический триллер, где показано, насколько грязной может быть политическая борьба даже внутри одной и той же партии за выход на президентские выборы. Этот фильм весьма красноречиво на примере главного героя иллюстрирует, как система ломает людей, ставя их в тяжелые рамки морального выбора. "В большой политике нет честных и порядочных людей" – красноречиво говорит нам режиссер. Серьезную трагичность повествования подчеркивает отличный актерский состав – Джордж Клуни в редкой для себя роли одиозного персонажа, Райан Гослинг на переднем плане, Филип Сеймур Хоффман, Пол Джаматти и Джеффри Райт на вторых ролях. Это придает персонажам картины необычайную насыщенность. Дзета (1969) Французский политический триллер от режиссера под именем Коста-Гаврас ("Пропавший без вести", "Музыкальная шкатулка", "Рай на Западе"). "Дзета" взяла Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Фильм снят по одноимённому роману греческого писателя Василиса Василикоса, основан на реальных событиях, произошедших в Греции в 1963 году. На антивоенном митинге погибает лидер демократической партии "Друзья мира". Полиция не спешит с расследование убийства и пытается выдать смерть главы партии как несчастный случай. За дело берется местный независимый прокурор, который открывает завесу над крупным политическим заговором... "Дзету" не безосновательно считают классическим политическим триллером. Смотрится фильм не легко, даже несмотря на отличный актерский состав в лицах Жан-Луи Трентиньяна и Ива Монтана, который был крайне популярен на территории Советских республик. Фильм рассказывает историю противостояния народной воли и жесткой машины государства, угнетения демократических свобод и усиление гонений. Этот фильм актуален в любое время, обличая жесткие и противозаконные методы управления страной, подавление оппозиции и, как итог, нарушение прав собственного народа. Да, не везде история сворачивала в подобное русло – во многих странах в 60-70-е годы массовые протесты приводили к обратным последствиям – власти шли на компромиссы. Тем не менее, в нынешних условиях всеобщего социального контроля правительства над обществом, "Дзета" обретает новые черты актуальности. Преданный садовник (2005) Европейская политическая драма от Фернанду Мейреллиш, режиссера фильмов "Город Бога", "Слепота", "Два папы". В основе сюжета лежит одноименный роман Джона ле Карре. Джастин Куэйл работает английским дипломатом. Перед своей очередной дипмиссией он знакомится с обаятельной журналисткой по имени Тесс. Девушка, узнав о том, что Куэйл собирается в Кению, соглашается отправиться с ним вместе. Они женятся, и мирно живут в Африке, безуспешно пытаются завести ребенка... После этого Тесс продолжает журналистское расследование, которое касается фармацевтических компаний. Но однажды Тесс находят убитой на плантации рядом с трупом местного рабочего. Это вызывает бурю сплетен в английском обществе. Чтобы докопаться до истины Джастин возвращается в Лондон, где решает разобраться в причинах гибели его любимой жены. "Преданный садовник" рассказывает свою историю в двух временных отрезках – настоящем, где главный герой начинает собственное расследование уже после гибели супруги, и прошлом, где показывают их отношения, переезд в Африку, профессиональную работуТесс и полное равнодушие к социальным проблемам ее супруга. Это значительно увеличивает динамику фильма, его трудно назвать нудным, так как подобный монтаж заставляет зрителя все время следить за происходящим на экране. Также фильм балансирует на стыке разных жанров – это и мелодрама, и драма, и триллер, и детектив. Политический уклон нарастает лишь ко второй половине ленты, но к развязке единовластно занимает центральное место. Экранный дуэт Рэйфа Файнса и Рэйчел Уайз делает их персонажей живыми за счет кардинальной разницы в характерах их героев. Уайз по праву была удостоена Оскара за роль в этом фильме. Смерть Сталина (2017) Сатирическая историческая комедия от Армандо Ианнуччи. Фильм был запрещен к показу на территории России за два дня до премьеры из-за "глумления над советской историей". Чиновников не смутило, что фильм позиционировался как сатирическая комедия, которая основана на одноименных комиксах. Действие фильма стартует в марте 1953 года, когда в своей загородной резиденции неожиданно для всех при странных обстоятельствах умирает вождь всего советского народа Иосиф Сталин. Гибель такой неоднозначной, но крайне внушительной политической фигуры не могла не спровоцировать после себя борьбу за власть. Берия, Маленков, Жуков, Хрущев – кто окажется сильнее? Работа Ианнуччи затрагивает и показывает весьма и весьма драматичный период в отечественной истории, когда страна встала на пороге нового выбора. Сталин не оставил после себя очевидных политических преемников, поэтому его бывшее окружение решило не упускать такую лакомую возможность встать во главе самого могущественного государства на планете на тот момент. Режиссер поднимает конкретную проблему борьбы за власть в тоталитарном государстве. Подает он это задорно и весело, но так длится лишь первую половину фильма. К финалу "Смерть Сталина" теряет в задоре и шутках, поэтому может наскучить. Но для всех желающих посмотреть на те события под весьма интересным ракурсом можно порекомендовать этот фильм. Железная леди (2011) Европейская биографическая драма от Филлиды Ллойд ("Мамма MIA!"). Фильм расскажет о карьере и личной жизни премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер с момента начала ее политической карьеры до самого заката. Престарелая Маргарет, находясь на пенсии под присмотром прислуг и врачей, вспоминает времена своей молодости и важные жизненные отрезки. Периодически ей мерещится ее покойный муж Денис. Это байопик одной из самых влиятельных и известных женщин Англии (а женщины в истории этого государства с давних пор и по сей день играли видные роли). Филлида Ллойд проходится по некоторым судьбоносным, местами критическим моментам жизни Железной Леди, представленных в виде флешбэков. Это с одной стороны позволяет хоть как-то выстроить повествование, с другой делает его размытым и к финалу ставит вопрос "о чем вообще был снят фильм?". Тем не менее, проблемы и особенности политической жизни Англии 70-80 годов, влияние решений парламента на экономику, а впоследствии жизнь рядовых подданных отображены хорошо. Образ самой Тэтчер воплотила на экране шикарная Мэрил Стрип, хотя сама Тэтчер, посмотрев картину, отметила, что ее личность показана в фильме слишком поверхностно. Тем не менее, Стрип отхватила за эту роль Оскар, и на экране смотрелась вполне себе убедительно для рядового зрителя. Картина не отличается драйвом (как и большинство из этого списка), диалоги и демонстрация эмоций – основное блюдо для киномана в этой работе. В остальном фильм четко следует заветам основной массы зарубежных байопиков. Линкольн (2012) Биографическая историческая драма от Стивена Спилберга, принесшая третий Оскар исполнителю главной роли Дэниэлу Дей-Льюису. Действие фильма происходит в 1965 году в США – в самый разгар войны Севера и Юга. Авраам Линкольн – шестнадцатый президент США стоит перед тяжелейшей задачей – продвинуть принятие запрещающей рабство поправки в Конституцию страны. Это, пожалуй, самый тяжелый для просмотра фильм в данной подборке. Мрачная, тягучая, полностью разговорная и наименее динамичная картина из этого списка всем грузом ложится на плечи двум людям – талантливому режиссеру Стивену Спилбергу и гениальному актеру Дей-Льюису. Стоит отдать им должное – режиссер старательно выстраивал сцены, а Дей-Льюис наиграл на золотую статуэтку (третью в карьере). Показать те политические события под таким углом более живо и захватывающе можно только если снять сатиру. Но при всем при этом, лента вышла действительно тяжелой – не в эмоциональном плане, хотя к финалу режиссеру даже здесь удается надавить на чувства; но в плане восприятия далеко не все смогут высидеть два с половиной часа душных диалогов и угрюмых лиц. Да и хорошо бы мало-мальски знать историю, чтобы представлять на краю какой пропасти находились тогда Штаты. Это единственная гражданская война в их истории, которая могла бы закончиться совсем не так благополучно, встань у руля иной человек. Только осознавая этот факт можно впечатлиться личностью Авраама Линкольна и понять, что его вклад в нынешнее благополучие и величие этой сверхдержавы поистине огромны. Фильм не рассказывает нам историю жизни Линкольна, только обозревает наиболее драматичный период его биографии. Плутовство (1997) Голливудская трагикомедия от знаменитого режиссера Барри Левинсона ("Тутси", "Человек дождя", "Правосудие для всех"). Оригинальное название фильма – "Хвост виляет собакой". Накануне президентских выборов в Америке главу государства обвиняют в сексуальных домогательствах. Рейтинг президента пробивает дно, второй срок оказывается под большим вопросом. Чтобы отвлечь граждан от сексуального скандала в Белом доме, советник президента Конрад Брин решает привлечь акулу шоу-бизнеса – кинопродюсера Стэнли Мотсса. Совместно они разыгрывают беспрецедентную на тот момент карту – находят внешнего врага в лице опасной албанской террористической группировки и рассказывают о кровопролитных боях американских солдат с этими экстремистами. Репортажи имеют огромную популярность среди населения, рейтинги президента на волне патриотического подъема ползут вверх. Но есть один нюанс – вся контртеррористическая операция чистой воды выдумка... Слоган фильма гласит – "Политика как шоу-бизнес". И действительно, как нам показывает в своей работе Левинсон, методы политического пиара с привлечением всех возможных СМИ могут принимать поистине колоссальный масштаб. Люди охотно верят экрану телевизора, страницам газет и интернет порталов как в 90-е годы, так и теперь. Выдуманная история снята Левинсоном крайне убедительно, и пугающе правдиво. Если в то время подобные инсинуации вызывали больше смеха, то сейчас, когда постправда заменила истину в головах народных масс, методы героев "Плутовства" и их эффективность вызывают опаску и отчаяние. Мало кому нужна правда, когда что-то давит на эмоции. Фильм Левинсона можно назвать классикой жанра, если говорить о работниках политического пиара. Фильм сродни отечественному "Дню выборов", только вышел он на 10 лет раньше, предвосхитив реальность. Кино динамичное, с отличными актерами (Хоффман, Де Ниро, Харрельсон), тонким юмором, иронией и разумным, предостерегающим посылом. Рекомендуем всем. Власть (2018) Биографическая трагикомедия от Адама МакКея ("Игра на понижение", "Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди", "Копы в глубоком запасе"). "Власть" расскажет о сером кардинале Белого дома времен Джорджа Буша младшего Ричарде Брюсе (Дике) Чейни. Не сумев сделать себе карьеру электрика и сильно злоупотребляя алкоголем, Дик Чейни решает изменить свою жизнь и пробует себя на политической арене. По счастливому стечению обстоятельств он становится помощником конгрессмена Дональда Рамсфельда – политика-республиканца, в дальнейшем ставшего министром обороны США. Это было трамплином для карьеры самого Чейни, чьи политические приоритеты наложили свой отпечаток на внешней политике США начала "нулевых". Никто не умеет так снимать исторические фильмы на довольно нудные и скучные темы вроде экономики и политики, как Адам МакКей. Личность Чейни не столь яркая, чтобы посвятить ей полноценный двухчасовой фильм. Но МакКей не только умудрился вложить в свое творение отличный пересказ жизни политика, но и снабдил это резкой критикой республиканцев, не забывая даже про самоиронию и сатиру над обществом потребления в целом (сцена после титров заслуживает Оскара). Подробно мы описывали и восхищались этим фильмом в соответствующем обзоре. Но если вас заинтересовало это короткое описание, можете его не читать, а просто посмотрите фильм. Желательно немного быть в курсе того, что происходило в начале "нулевых" в геополитике. Бонусом к фильму идет не слишком обильный, но крайне действенный и приходящийся к месту юмор, с которым у МакКея всегда очень хорошо. За главную роль ответственен Кристиан Бэйл, который вновь для образа прибавил несколько десятков кило в весе. День выборов 1-2 (2007, 2015) Отечественная сатирическая комедия от участников "Квартета И". Первую часть поставил Олег Фомин ("Господа офицеры: Спасти императора", "Самый лучший фильм 2"), вторую – Александр Баршак ("12 месяцев", "Пилигрим", "Сказка. Есть"). Сюжет обоих частей рассказывает примерно одну и ту же историю, только с временным интервалом в восемь лет. Команда столичных пиарщиков с популярного радио берет заказ на "раскрутку" одного кандидата на региональных выборах. Если вам не хочется смотреть на серьезные, тяжелые байопики или политический триллеры, то эти фильмы точно смогут поднять вам настроение. Это довольно смешные, с хорошим уровнем шуток и гэгов, фирменным стилем "Квартета И" ленты, которые очень красочно демонстрируют изменение политической обстановки и методов раскрутки нужных кандидатов в российской провинции. Эти фильмы – не просто развлекательная комедия, во многом они правдивы и отображают реальное положение дел. Они не загрузят лишней информацией и позволят весело провести время. Обрамляют эти полотна великолепный актерский состав (что в центре, что на вторых ролях), ряд неожиданных камео и отличные песни. Без оговорок "День выборов" можно смело поставить в список лучших российских комедий последних 30 лет. Подборка включает в себя как исторические фильмы, снятые по реальным событиям, так и полностью вымышленные. В любом случае, из предложенных работ есть чем скрасить выходной вечер в эти нелегкие дни. Приятного просмотра!