Фото с историей. Застолье на сцене Таганки

*Слева направо на фото: актеры – Елизавета Никищихина, Юрий Гребенщиков, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Борис Романов, звукорежиссер Театра на Таганке Андрей Зачесов, драматург Виктор Славкин с супругой Ниной, актриса Татьяна Ухарова, режиссеры Анатолий Васильев и Сергей Соловьев, актриса Татьяна Друбич В 1978 году спектакль «Первый вариант "Вассы Железновой"» режиссера Анатолия Васильева буквально взорвал театральную Москву. Мало кто знал, что у знаменитой пьесы Максима Горького «Васса Железнова» был первый вариант, жесткий, совсем не похожий на классическое произведение. Режиссер Анатолий Васильев, который тогда работал в Театре имени Станиславского, решился поставить эту пьесу. Режиссером мы были недовольны На этой фотографии запечатлены актеры, которые играли в этом спектакле, и те именитые гости, которые пришли его посмотреть в качестве зрителей. Странно, но действие происходит на Малой сцене Театра на Таганке, а вовсе не в стенах Театра имени Станиславского, где вышла премьера. Все потому, что случился скандал. – Я тогда работала в Театре имени Станиславского и помню, какой ужас был там: каждые три года менялись художественные руководители, – рассказывает актриса Людмила Полякова, которая тоже играла в этом спектакле и находилась за этим столом, но в кадр не попала. – Наш театр в то время называли «провинциальным театром в центре Москвы». Было обидно. – Режиссера Анатолия Васильева тогда убрали из Театра Станиславского, и он оказался на улице, – делится с нами артист Борис Романов (на фото он стоит слева и пьет из стакана). – С ним убрали и его спектакли. Руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов предложил Васильеву играть спектакль «Первый вариант "Вассы Железновой"» на Малой сцене у себя в театре. Для нас эта постановка было счастьем! Васильев нас образовывал, помню, как он нам давал читать книгу-самиздат Михаила Чехова, которая еще не была напечатана в типографиях. На этой фотографии я не в кожаной куртке, которые тогда были в моде, – это кожзаменитель, что было конечно же дешевле. А пью я легкое вино, потому что тогда у меня обнаружили язву, нельзя было крепкий алкоголь употреблять. В тот вечер после спектакля реквизиторы и монтировщики декораций не стали убирать стол, который был задействован в спектакле, оставили на сцене. Принесли бутылки спиртного, закуски и пригласили всех на фуршет. В этот момент фотограф-любитель (имя его уже неизвестно) и сделал этот кадр. На столе цветы каллы, что для тех времен было редкостью. Видимо, кто-то подарил из зрителей. – У режиссера Анатолия Васильева был свой, особый метод репетиций, к которому мы не были готовы, если честно, – рассказывает исполнительница роли горничной Дуни в спектакле, актриса, вдова Георгия Буркова Татьяна Ухарова. – Режиссер на кого-то чалму надел, на кого-то какой-то странный костюм. Вовсе не по Горькому! Мы – актеры – возмутились, помню, заявления покидали директору на стол, что не будем ЭТО играть. Только Лиза Никищихина, исполнительница главной роли Вассы, не стала этого делать. Но потом с Васильевым нашли компромисс, поняли, какой он великий режиссер. Вспоминаю, как в День Победы, 9 мая, когда все нормальные люди отдыхают, он вызвал нас на репетицию. Конечно, мы были недовольны. Еще и пообедать нас не отпускал. Но это стоило того: спектакль, считаю, получился гениальным. Мой супруг Жора Бурков играл в этой постановке Прохора, брата главной героини. Как же он гордился своей ролью! Много импровизировал на сцене, что приветствовал Васильев. Помню, однажды он в беседе со своей племянницей Анной (Алла Балтер) вдруг так крепко ее обнял! Она аж растерялась! На этой фотографии Жора Бурков в своем любимом свитере, который у меня до сих пор хранится. А я здесь почему-то нагнулась: видимо, что-то внизу хотела поправить. – Тогда вышел фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где снялся Жора Бурков. Сергей Федорович увидел наш спектакль и был возмущен. Это был совершенно другой образ, нежели Бурков в его фильме, совершенно не положительный, – рассказывает Борис Романов. Кинокомандующий Бондарчук и его солдаты. Фильму "Они сражались за Родину" – 45 лет – У меня тоже были непростые отношения с Васильевым во время работы над этим спектаклем, – смеется Людмила Полякова. – Я уходила с этого проекта. Знаю, что Анатолия Александровича уговаривали взять на эту роль вместо меня Маргариту Терехову. Когда я услышала об этом, то вернулась. Друбич, космос и водка Актрисе Татьяне Друбич, которая запечатлена на фото со стопкой водки, было на тот момент 18 лет. – Да, пили, тогда все пили и курили. В те времена считалось ненормальным, если ты не пил, – смеется в разговоре с «Собеседником» Татьяна. В тот период она уже встречалась с режиссером Сергеем Александровичем Соловьевым, который и привел ее на спектакль. – Уже и не помню, кто нас позвал, по-моему, Альберт Филозов, который тоже пришел как гость. Но мог быть и Георгий Бурков, который к тому времени уже снимался у Соловьева в фильмах. Но помню, что ощущения от этого спектакля были непередаваемые. Для меня не существовало уже сцены и зрительного зала, мы как будто были заодно с актерами и с персонажами. И это было потрясающе! Если ночью меня разбудите и спросите, какой лучший спектакль я смотрела в жизни, я отвечу: «Первый вариант "Вассы Железновой"» Анатолия Васильева. Такого психологического театра я больше никогда не наблюдала. На том фуршете Бурков рассказывал какие-то смешные анекдоты, истории из жизни. Мне кажется, кто-то играл на гитаре, хотя в кадре этого не видно, мы пели песни. Но помню это ощущение, как будто я, восемнадцатилетняя, вышла в открытый космос – такие люди талантливые вокруг! – После таких посиделок мы, как правило, всей тусовкой приезжали к нам с Жорой домой на Фрунзенскую набережную, – рассказывает Татьяна Ухарова. – Вот и в этот раз, 30 декабря, после спектакля «Первый вариант "Вассы Железновой"» всей этой компанией приехали к нам. Накануне я закупилась продуктами и алкоголем, чтобы встретить Новый год. Но гости всё съели и выпили. Утром они уехали, а мы остались с пустым холодильником. Пришлось нам с мужем весь день ездить по всей Москве, чтобы потом накрыть новогодний стол. Но я не жалею. Это были гениальные люди и великолепный спектакль! "Абсурд!": врач и актриса Татьяна Друбич о графике прогулок в Москве * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2020 под заголовком «Застолье на сцене Таганки».

Фото с историей. Застолье на сцене Таганки
© ИД "Собеседник"