Доведенные до кипения - «Спартак», «Храброе сердце», «Патриот» – подборка фильмов о народных волнениях
Амистад (1997) Историческая драма, снятая Стивеном Спилбергом, лучшие работы которого вы все прекрасно знаете. События фильма происходят в 1839 году. На следующим от берегов Кубы небольшом клиппере под названием Амистад поднимается мятеж чернокожих рабов. Африканцы жестоко убивают почти всех членов команды, оставив лишь пару человек для управления кораблем. Бывшие рабы требуют отвезти их обратно в Африку, но хитрый кормчий направляет корабль к берегам Северной Америки, где бунтарей захватывают солдаты США. Теперь только суд будет решать, что с ними делать... "Амистад" тяготеет к разговорной исторической драме с сильным юридическим уклоном. Само восстание рабов представлено бегло и фрагментарно. Как и судьба его предводителя, грозного негра по имени Джозеф Синке. Зато здесь режиссер не пошел на поводу у зрелищности, сконцентрировавшись на исторической достоверности и вниманию к деталям изображаемой эпохи. Эта черта режиссерского почерка Спилберга проступает во всех его исторических экранизациях. Детали американской жизни середины XIX века смотрятся отлично, погружение в атмосферу времени – полное. Но любители экшна будут разочарованы – фильм построен на диалогах, которые отображают суть рабовладельчества, тогда еще не утратившего силу в США. Судьбу пленных негров должен был определить суд – либо им грозила смертная казнь за бунт и убийство надсмотрщиков, либо возвращение прежнему владельцу, если подтвердится их кубинское происхождение (рабы в этом случае выступали в роли товара), либо их ожидала свобода, если удастся доказать, что изначально это были свободные представители народов Африки, незаконно порабощенные португальскими работорговцами. Дело "Амистада" имело огромное значение для американского общества – это стало одной из предпосылок отмены рабства на территории Штатов. Спартак (1960) Историческая военная драма, снятая по одноимённому роману Ховарда Фаста. Режиссером картины стал культовый Стэнли Кубрик ("Космическая одиссея 2001", "Сияние", "Заводной апельсин"). Фильм расскажет историю Спартака – фракийца, который попал в рабство к римлянам. Оказавшись среди гладиаторов, Спартак, благодаря своей стойкости, харизме и чести, заслуживает себе уважение и авторитет. Не в силах выносить гнет рабства и участвовать в смертельных поединках он поднимает стихийное восстание рабов, которые, получив свободу, не спешат разбегаться по сторонам. Спартак объединяет под своим знаменем все больше и больше людей, поэтому Сенат в Риме просит влиятельного и крайне богатого патриция – Марка Красса остановить надвигающуюся на Вечный город опасность. "Спартак" является выдающимся пеплумом, который уже давно стал классикой жанра. Имея в качестве основы роман, фильм в некоторых местах отходит от исторически достоверных событий. Тем не менее, художественные украшения идут фильму на пользу, который в центре своего повествования ставит личность самого Спартака, его идеалы и неугасаемую волю к свободе. То восстание было далеко не единственным в истории Рима, но одним из самых масштабных и хорошо организованных, и точно самым популярным. Фильм отражает основные его этапы, подробно описывает причины, не забывая о последствиях. Снятый 60 лет назад фильм несет на себе отпечаток того времени, но в основных составляющих – масштабность, натуральность, эпичность и драматичность это кино даст фору многим современным бездушным пеплумам. Кирк Дуглас (скончавшийся совсем недавно на 104-м году жизни) здесь исполнил самую значительную роль в своей жизни – на постсоветском пространстве его знают в основном как Спартака и викинга Эйнара. К тому же, он сам являлся продюсером ленты, и в большой степени появление на больших экранах "Спартака" – прямая заслуга Кирка Дугласа. Храброе сердце (1995) Еще одна историческая военная драма, но уже от Мэла Гибсона, более известного по своим актерским ролям (хотя в плане наград он преуспел как раз в качестве режиссера и продюсера). Фильм завоевал пять «Оскаров», в том числе как "Лучшая режиссура" и "Лучший фильм". События фильма разворачиваются в конце XIII века в Шотландии. Хитрый и коварный король Англии Эдвард Длинноногий ведет угнетающую политику в отношении шотландцев. Уильям Уоллес – обычный крестьянский мальчуган, отца и брата которого подло убивают английские солдаты. Его берет под свою опеку дядя Оргайл, увозит в Европу и там дает хорошее образование и воспитание. Спустя несколько лет Уильям возвращается в родную деревню в надежде вести мирную и спокойную жизнь. Но проискам английских захватчиков нет предела – после того, как они убивают молодую невесту Уоллеса, он встает на тропу войны и поднимает восстание против английской короны. Структурно у этого фильма очень много общего со Спартаком – от сюжетной канвы, до кропотливого подхода к визуальной части и режиссерского взгляда на саму историю. Это кропотливо созданное драматичное историческое полотно, которое, как и лента Кубрика местами отходит от достоверности в угоду художественному умыслу. В реальности история Уильяма Уоллеса отличается от того, что показано в фильме. Но это не умаляет высокой художественной ценности фильма. Подход к съёмкам у Гибсона был четкий – снимать как можно больше на натуре. И плевать на то, что в те годы шотландцы не носили килтов – фильм выглядит весьма реалистичным и куда более легко проходит проверку временем, чем даже вышеприведённый "Спартак". Даже в наше время визуально фильм не устарел ни на йоту – опять же из-за натуральных съемок с привлечением сотен человек массовки для достижения реалистичных средневековых боев. Посыл фильма также совпадает с посылом "Спартака" – любовь и свобода важнее жизни. Восстание Уоллеса против власти англичан было оправдано, его борьба стоила того, чтобы войти в историю как одно из ярких проявлений чести, мужества и духа. Отверженные (2012) Киноадаптация популярнейшего бродвейского мюзикла, который, в свою очередь, основан на одноименном романе Виктора Гюго – одном из лучших произведений XIX века в жанре романтизм. Снял ленту Том Хупер, известный по фильмам "Король говорит", "Проклятый Юнайтед", "Девушка из Дании" и "Кошки". Фильм расскажет о жизни Жана Вальжана – бедного горожанина, попавшего в молодости на каторгу и проведшего там долгих 19 лет. Однажды ему удается сбежать и, через какое-то время, наладить жизнь во французской глубинке под чужим именем (беглому каторжнику все двери были закрыты). Вальжан берет под свою опеку маленькую девочку по имени Козетта, чья мать умерла в нищете. Через некоторое время на его след нападает матерый сыщик Жавер, который раскрывает настоящую личность Вальжана. Последний вынужден бежать в Париж, который в то время – 1832 году стоял на пороге очередного восстания... Этот фильм мы включили в подборку для разнообразия – что литературный оригинал, что его многократно упрощенная и сдобренная музыкальными номерами киноадаптация имеют в центре своей истории не восстание, а жестокую судьбу великого человека Жана Вальжана. Персонаж этот – вымышленный, как и вся история главных героев целиком. Но антураж и исторические события того времени переданы Гюго со знанием дела (конкретно Июньское восстание 1832 года). И если книга в этом месте пытается передать не только его ход, особенности, баррикадные бои, но также социальные и политические причины, то мюзикл не углубляется в смыслы, зато демонстрирует отличную, красочную, трогательную и захватывающую сцену. Подавление восстания – неотъемлемый атрибут большинства народных волнений, которые далеко не всегда достигают своих целей. Но, даже подавленный бунт лучше не начатого. Если после просмотра мюзикла вас заинтересует эта история – настоятельно рекомендуем прочитать книгу. Джокер (2019) Драматический криминальный триллер – экранизация серии комиксов студии "DC" от режиссера "Мальчишников в Вегасе", "Дорожного приключения" и "Парней со стволами" Тодда Филлипса. Действие фильма происходит в вымышленном городе Готэм, сильно напоминающем Нью-Йорк 80-х годов, где царят беззаконие, произвол властей, коррупция и мизантропия. Артур Флек – психически неуравновешенный мужчина, живущий с матерью-инвалидом и зарабатывающий на жизнь выступлениями в образе клоуна. Общество жестоко обходится с ним, и последней каплей становится отмена социальной программы поддержки, в рамках которой Артур получал консультации у психиатра и лекарства. Его психика дает сбой и на место безобидного страдающего клоуна приходит полный безумной ярости Джокер. Для тех, кто хочет прочитать нашу подробную рецензию на Джокера, просим перейти сюда. Коротко же можно сказать, что Тодд Филлипс мастерски использовал созданные за десятилетия до него наработки ("Таксист", "Король комедии" и "Злые улицы" Скорсезе, "Инцидент, или случай в метро" Пирса и серию комиксов о Бэтмене), чтобы скомпилировать и создать свой психологический триллер с заметным социальным подтекстом. Некоторые критики обрушились на Филлипса из-за его напористого и прямолинейного повествования, буквально разжевывающего для зрителя все этапы деградации Артура Флека. Но в защиту скажем, что "Джокер" – это не высокохудожественный артхаус, а все еще развлекательно кино, пусть и с возрастным рейтингом "18+". Некоторые спросят, а причем здесь социальные волнения? Но именно на фоне массовых акций протеста, перерастающих в погромы и появляется фигура Джокера, ставшего олицетворением безумия разъяренной толпы. Над заявлением бывшего министра культуры Мединского мы можем только посмеяться – он увидел связь между прокатом и успехом "Джокера" и нынешними антирасистскими протестами в США. Союз спасения (2019) Отечественная историческая драма от режиссера Андрея Кравчука ("Итальянец", "Адмирал", "Викинг"). Фильм повествует о спланированных Северным и Южным обществами вооруженных восстаниях, произошедших в декабре 1825 года. После торжества победы над Наполеоном российская аристократия приобщилась к ценностям гражданского общества. Несколько видных представителей дворянства бросают вызов имперскому самодержавию, надеясь установить новый порядок, ведущий к развитию, а не к стагнации. "Союз спасения" является современной попыткой изложения декабристского восстания. В отличие от советского телефильма о тех же событиях "Звезда пленительного счастья", фильм Кравчука получился вялым, тягучим и малопонятным для людей, которые далеки от истории своей страны. Кратко резюмируя, можно смело сказать, что "Союз спасения" – полностью провальная попытка снять "антимитинговое кино", которое пытается быть пропагандой авторитарного правления на примере Российской империи. Несмотря на большой бюджет и достаточно качественную картинку (костюмы, декорации, живые съемки, даже несколько хороших спецэффектов), создатели не постарались грамотно выстроить сюжет – фильм походит на череду разрозненных эпизодов. О программе декабристов, проекте конституции вы точно из него не узнаете. Но для ознакомления с позицией зависящего от госфинансирования отечественного кино на исторические народные волнения "Союз спасения" подходит отлично. Если же вам не чужда некоторая романтизация образов декабристов, то лучше посмотрите "Звезду пленительного счастья". Возможно, с точки зрения истории, и тот, и другой фильмы отходят от реальной истории, но как художественное произведение советский вариант на две головы выше российского. Принц Египта (1998) Мультипликационный музыкальный фильм, являющийся экранизацией библейской истории об исходе евреев из Египта и обретения десяти заповедей. За создание ленты отвечали сразу три режиссера студии DreamWorks SKG – Бренда Чепмен, Стив Хикнер и Саймон Уэллс. Картина расскажет о великом пророке (что у христиан, что у мусульман, что у евреев) Моисее, который в раннем детстве избежал гибели и был принят в царскую семью, воспитываясь вместе с сыном самого фараона. Повзрослев вместе с Рамзесом Вторым, Моисей осознал свое предназначение – освободить народ, частью которого он является сам. Из-за этого он вступает в конфликт с собственным названным братом. Исход евреев из Египта можно назвать одним из древнейших восстаний против тиранической власти. Только основной силой восставших было не оружие, а божья помощь в виде десяти казней египетских. Но, как бы то ни было, эта история является каноном и основополагающей в двух мировых религиях и множестве ответвлений и сект. У тогда еще совсем молодой студии DreamWorks SKG получилось практически невозможное – подать этот ветхозаветный религиозный материал так, чтобы сделать его интересным для детей и взрослых, да к тому же не оскорбить верующих. Создатели буквально прошлись по лезвию ножа, но в итоге подарили миру отличный мультфильм – один из лучших в числе последних представителей 2D анимации. Приятный стиль рисовки, стройная сюжетная линия, трагические линии персонажей, превалирование моральных подтекстов над религиозными, а также набор приятных, запоминающихся песен (одна из них даже получила Оскар) – всё это делает "Принца Египта" одной из лучших картин, экранизирующих библейские предания. Немного странно ожидать подобного от мультфильма, но тем не менее. Спустя почти 20 лет войти в ту же реку попробовал Ридли Скотт, сняв свою версию этой истории "Исход: Цари и Боги". Мультик лучше. Патриот (2000) Историческая военная драма от любителя снимать масштабные блокбастеры Роланда Эммериха ("День независимости", "Годзилла", "Послезавтра", "2012" и др.). Действие фильма происходит в 1776 году, когда начинается война за независимость Соединенных Штатов. Бенджамин Мартин – заботливый отец, имеющий военное прошлое. Он не хочет ввязываться в войну, зная, что это такое на практике. Но после того, как британские солдаты убивают его сына, Мартин становится во главе собранного им отряда народного ополчения и выступает против войск английской короны. "Патриот" один из лучших и успешных фильмов Эммериха, который в ряде своих работ нет-нет, да и переступает черту эпичного реализма в угоду пафосности и эффектности. "Патриот" выглядит как крепкая историческая драма, отражающая настроение жителей североамериканских колоний по отношению к власти англичан. Народное недовольство копилось не один десяток лет, и, при четком руководстве местных элит, выплеснулось в войну за независимость. Ее итогом стало образование нового государства, которое на сей день является ведущей по множеству показателей мировой сверхдержавой. В сюжетной основе фильма полностью вымышленная история, но в контексте реальных исторических событий. Атмосфера, костюмы и декорации показаны весьма аутентично. Драматизм фильма держит планку до конца, предлагая зрителям захватывающую, местами жестокую историю мести во имя свободы. Главную роль исполнил Мэл Гибсон, уже фигурировавший выше в этой подборке. На второстепенных ролях отметились – Хит Леджер и Джейсон Айзекс. Метрополис (1927) Научно-фантастическая антиутопия, снятая выдающимся германским режиссером Фрицом Лангом ("Доктор Мабузе, игрок", "М убийца", "Ярость", "Женщина в окне" и др.). Действие фильма происходит в 2026 году. Метрополис – технологически развитый город индустриального будущего. Верхняя его часть принадлежит элитам, которые живут в комфорте, роскоши и развлечениях. Нижнюю часть населяют рабочие, живущие в скромных условиях, и обслуживающие огромные механизмы. Жизнью Метрополиса руководит Иоган Фендерсон. Однажды его сын проникает на нижние ярусы города и видит чудовищную судьбу рабочих. Это рушит идеалистические иллюзии молодого человека и заставляет выступить против собственного отца. "Метрополис" является одним из самых значимых и влиятельных произведений кинематографического искусства. Снятый почти сто лет назад фильм дал мощный толчок в развитие киноискусства, заложив каноны и основы таких поджанров как научная-фантастика и антиутопия. Картина наполнена философскими, религиозными и остросоциальными подтекстами; информативность сильно давит на зрителя. Но это кино точно не для развлечения – смотреть "Метрополис" стоит только настоящим киноманам, которых интересует генезис киноискусства, изучение истории и познание истоков того, что мы видим сегодня на больших экранах. Непосредственно касаемо тематики сегодняшней подборки фильм предлагает пласт мыслей об угнетателях и угнетаемых, социальном расслоении, манипуляций массовым сознанием и хаотично вспыхивающих восстаниях. Все это подается через метафоры, которые крайне выразительны ("Метрополис" – черно-белое, немое кино, и зашкаливающая выразительность наряду с переигрыванием всех актеров – неотъемлемый атрибут этого мертвого сегодня жанра). Рядовому зрителю смотреть будет тяжело, предупреждаем. Свободные люди округа Джонс (2016) Историческая биографическая остросюжетная драма, снятая Гэри Россом ("Плезантвиль", "Фаворит", "Голодные игры", "8 подруг Оушена"). Это кино основано на реальных событиях. Герой этого фильма – американский фермер, дезертир Конфедерации во время битвы при Коринфе времен Гражданской войны в США Ньютон Найт. Вместе с группой единомышленников Найт образует вооруженный отряд, борющийся за отмену рабства в тыле врага – округе Джонс штата Миссисипи. Фильм Гэри Росса – это куда больше биографическая драма, чем исторический военный эпик. Батальных сражений и массовых битв вы не увидите. Зато отлично изложена история реального человека, чьё личное несогласие с политикой Конфедерации послужило отправной точкой для локального вооруженного восстания. Центральной проблемой здесь является расизм и рабство, против которых яро выступает Ньют. В нынешнее время, когда США раздирают протесты темнокожего населения и им сочувствующих, кино смотрится необычайно актуальным. "Свободные люди округа Джонс" с исторической точки зрения весьма требователен к своим деталям. Лента скрупулезно воссоздает быт и обстановку середины XIX века. Ведущую роль тащит на себе Мэттью МакКонахи, чей актерский талант здесь нельзя упрекнуть. На фоне более динамичных исторических эпиков "Свободные люди округа Джонс" выглядит куда более статичной разговорной драмой. Это сходу отсеивает значительную часть потенциальной публики, но любителям хорошего исторического кино, основанного на реальных событиях, мы рекомендуем. Это была десятка самых разных фильмов о тех или иных проявлениях народного негодования, переросших в физическое столкновение с властью. Иногда это полезно для общества, иногда – вредно. Но, как бы то ни было, мы уверены, что подавляющее большинство проблем можно решить без кровопролития, погромов и грабежей. Приятного просмотра!