Чудесный мир детства. Как живет флагман отечественной мультипликации
Во вторник, 16 июня, в онлайн-формате стартует международный кинорынок MIFA — одно из главных событий для мировой анимации. В этом году свои работы на нем представят 24 столичных участника, среди которых и «Союзмультфильм». В преддверии события корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с председателем правления крупнейшей киностудии анимационных фильмов Юлианой Слащевой и узнала о планах компании и перспективах отечественной мультипликации. — Юлиана Юрьевна, какие проекты представит «Союзмультфильм» на MIFA? — Мы заявляем одну из новинок — детективный мультсериал «Тайны Медовой долины», со сценаристом которого стала Дарья Донцова. Этот 3D-проект запустить планируем в текущем году. В нем бельчонок Чинк и сова Софи распутывают весьма загадочные события... Жанр детского детектива редок для нашей анимации. Мы здесь будем первопроходцами. Уверена, наш мультсериал оценят и зарубежные партнеры. — Сейчас студия динамично развивается, можете озвучить, какие направления в приоритете? — Динамично — не то слово! У нас захватывает дух: еще три года назад на «Союзмультфильме» практически ничего не происходило. Его легендарных героев стали забывать. А сейчас у нас в производстве восемь сериалов, два полнометражных фильма, около 20 авторских короткометражек. Фильмы — «Простоквашино», «Оранжевая корова», «Пластилинки» — уже больше года в эфире. 1 июня стартовал мультсериал «Зебра в клеточку». Мы намерены активно развиваться в России и за рубежом, сотрудничать с другими компаниями, в том числе и по линии офлайн-проектов — анимационных парков, тематических площадок, клубов. — А что с полнометражными мультфильмами? В декабре компания планирует завершить работу над проектом «Суворов». В чем его значение для киностудии? — Три года назад, когда я пришла на студию, здесь были в производстве два «долгостроя» — кукольная картина «Гофманиада» режиссера Станислава Соколова, которая к тому времени создавалась уже 15 лет, и 3D-лента «Суворов». Было ясно: пока не завершим их, двигаться вперед сложно. За год «Гофманиаду» доделали, она завоевала престижные награды на международных фестивалях, вышла в прокат, получила премию «Золотой Орел». С «Суворовым» оказалось сложнее. Надо было на историческом материале создать не назидательный байопик (фильм-биографию. — «ВМ»), а интересное приключенческое кино. Творческая группа нашла сюжетное решение — переработали сценарий, более явной сделали романтическую линию, добавили юмористических персонажей. Озвучить героев пригласили Филиппа Киркорова, Константина Хабенского, Антона Макарского, Анну Ардову. Смена сюжета потребовала пересоздания ряда сцен, что трудоемко, ведь фильм делается c помощью технологии motion capture, где движения актера в костюме с датчиками передаются модели анимационного персонажа. Несмотря на все трудности, уже в 2021 году надеемся выпустить «Суворова» в прокат. — Что происходит с золотым фондом «Союзмультфильма»? У вас были сложности с юридическими правами на персонажей. Вы продолжаете работу в этом направлении? А по реставрации мультфильмов? — Более чем за 80 лет существования компании было выпущено около полутора тысяч мультфильмов, многие получили мировое признание. Не все знают, что «Конек-горбунок» Ивана Иванова-Вано получил спецприз МКФ в Каннах, а «Варежка» Романа Качанова и «Жил-был пес» Эдуарда Назарова — лауреаты Международного анимационного фестиваля в Анси. За всю историю наши мультфильмы завоевали более 500 наград. Сейчас это странно представить, но 15–20 лет назад наши мультфильмы и образы не оценивали невысоко. Иначе не объяснить правовой хаос, который царил на студии. Где-то путем переговоров, где-то через суд мы возвращали «Союзмультфильму» разные виды прав на произведения и персонажей, и сейчас они нам принадлежат более чем на 90 процентов. Работа по восстановлению классических мультфильмов также важна. Сотни из них достойны того, чтобы вернуться на большой экран, но пленка не сохранила оригинальные цвета, получила повреждения, поэтому мы и взялись за такую работу. Это тонкий процесс — необходимо воссоздать фильм в том виде, как задумывал автор. Где возможно, привлекаем членов творческой группы, работавшей в советские годы. Например, в восстановлении «Тайны третьей планеты» приняла участие его художник-постановщик Наталья Орлова. Наши специалисты уже провели работу над «Сказкой о царе Салтане» Ивана Иванова-Вано, «Снежной королевой» Льва Атаманова, «Щелкунчиком» Бориса Степанцева. В процессе еще целый ряд картин, среди которых самые ранние ленты «Союзмультфильма» 1930-х годов. — Как ваши зрители воспринимают продолжения классических мультфильмов? Удается ли вам переломить традиционное «раньше было лучше» и как? — Когда началось возрождение «Союзмультфильма», наша аудитория стала интересоваться: «А что же наши любимые герои? Будет ли продолжение?» Мы согласились, что герои классики просятся на экран, но прошло столько лет, и они не могли не измениться. Поэтому все проекты, основанные на классических сюжетах, их у нас три — «Простоквашино», «Умка» и «Ну, погоди!», — не прямые продолжения, а так называемые ребуты — перезапуски. То есть это продолжение историй с учетом современности. Это не значит «просто дать Волку из «Ну, погоди!» смартфон». Это тонкая работа, требующая от авторов понимания, кем могли быть персонажи в современных реалиях. Мы делаем наши мультфильмы прежде всего для детей, поэтому герои должны быть им понятны, узнаваемы. Ребята же прекрасно приняли то же новое «Простоквашино». По итогам 2019 года сериал вошел в лидеры на детском телевидении, у него более 160 миллионов просмотров на нашем канале в YouTube. «Раньше было лучше!» — восклицают только взрослые, у которых остались воспоминания о своем детстве. Но и от них мы получаем много положительных откликов. И мы рады, что сейчас нам удается объединять у экрана разные поколения. — Ведется ли работа над образовательным контентом? — Конечно. Современных детей часто называют поколением «смотрящих»: они растут в эпоху, когда мы даже на бытовом уровне передаем друг другу информацию с помощью образов. И роль анимации в образовании будет только возрастать, поскольку она обладает уникальным свойством обучать без назидания. Мы разработали образовательные технологии на основе наших образов. Первая из них, по мотивам мультсериала «Простоквашино», создана совместно с Департаментом образования Москвы и уже прошла апробацию. Это набор материалов, которые помогают педагогу через игровые упражнения обучать дошколят навыкам общения, давать знания о мире. Вторая построена на мультсериале «Монсики» — он знакомит малышей с человеческими эмоциями. Плюс ко всему период самоизоляции подтолкнул нас к разработке онлайн-версий обучающих программ. Для школьников их много, а для малышей почти нет. Это непростая задача, которую мы сейчас решаем вместе с педагогами. И, я надеюсь, к осени мы сможем открыть мультимедийный павильон на ВДНХ. Это будет удивительное место, где технологии дополненной реальности соединятся с мультипликационным миром. Там будем проводить лекции и мастер-классы. — Ценность произведений искусства не столько в качестве изображения, сколько в таланте создателей. Как обстоит ситуация с кадрами? — Вы затронули непростую тему. Российская анимационная индустрия развивается очень быстро в последние годы. Сейчас по стране у нас более 70 студий, плюс авторские компании. Все они суммарно произвели в 2019 году около 80 часов анимации. Еще пять лет назад было 60 часов. Прирост связан и с появлением такого крупного игрока на рынке, как «Союзмультфильм». Но, чтобы не упасть в качестве, индустрии нужно много квалифицированных специалистов, которых пока не хватает. Наша страна богата талантами, и благодаря мощнейшей авторской школе недостатка в креативе мы не испытываем. Но анимационная индустрия — это и технологический процесс, который требует компетентных специалистов. Для этого надо сонастроить систему образования. Сейчас многим навыкам просто негде научиться. Поэтому совместно с Ассоциацией анимационного кино мы проводим работу для изменения ситуации. Первым шагом стала разработка обновленных профессиональных стандартов. Когда они будут утверждены, можно будет организовывать обучение в крупных профильных вузах и колледжах. «Союзмультфильму» в плане кадров очень повезло: бурное развитие киностудии привлекло к сотрудничеству с настоящими звездами анимации. Среди них, например, лауреаты множества международных и российских фестивалей Игорь Ковалев и Михаил Алдашин, мастер пластилиновой анимации Сергей Меринов, один из создатель «Смешариков» Алексей Лебедев и многие другие значимые для индустрии имена. За ними на студию потянулись их не менее талантливые ученики. Сейчас наши творческие команды состоят по большей части из молодых людей до 35 лет, и мы открыты для новых талантов, готовы делиться опытом. При киностудии регулярно организуются лекции, мастер-классы от мэтров индустрии. В прошлом году мы провели сценарные курсы, их выпускники уже пробуют силы в работе над нашими проектами. В этом году под руководством наших мастеров мы планируем организовать еще несколько мастерских. — В основном на экранах мы видим рисованные мультфильмы, а кукольные сейчас создают? — Кукольная анимация — очень трудоемкий процесс, и за сто лет от своего возникновения он не сильно изменился. Всего пять минут кукольного мультфильма создаются авторами около месяца. Самим съемкам предшествует долгий процесс подготовки: нужно сделать персонажей, одежду, реквизит, декорации. Подобные мультфильмы создаются медленней и выходят реже. Мы на киностудии сохранили этот аутентичный вид анимации и не намерены от него отказываться. Мастера нашего кукольного проекта «Тише мыши» работают и сейчас. — Что сейчас в приоритете у вашей компании? — Мы хотим объединять разные поколения, людей с разным образом жизни и мыслей, из разных стран. «Вместе» — ключевое слово в новом позиционировании «Союзмультфильма». Независимо от того, на каком языке мы говорим, как понимаем мир, заниматься общим делом — самое важное. И анимация для этого — лучший язык. — С 2017 года вы руководите «Союзмультфильмом», а с 2019-го еще и киностудией имени Горького. Как удается разделять их нужды и вопросы? — В течении моей карьеры мне приходилось решать разные антикризисные задачи — в холдинге «СТС-Медиа», на «Союзмультфильме», теперь на Киностудии имени Горького. В «Союзмультфильме» нам удалось практически невозможное, поэтому, я думаю, Министерство культуры обоснованно решило распространить этот опыт на еще одну легендарную киностудию, которая долго переживала непростые времена. За прошедшие три года «Союзмультфильм» окреп, мы набрали в число руководителей опытных топ-менеджеров, и я могу совмещать две позиции и решать задачи Киностудии имени Горького. — Как сейчас развивается Киностудия имени Горького, что ей предстоит? — Вы, наверное, наслышаны, в каком плачевном состоянии была киностудия. Фильмы здесь практически не создавались, а само историческое здание на улице Эйзенштейна находилось в аварийном состоянии. Знаменитый в прошлом кинопроизводитель существовал в основном за счет арендных платежей компаний, которые находятся на его территории. Поэтому сначала мы провели масштабную ревизию текущей ситуации по всем направлениям, потом приступили к формированию новой программы развития. В наших планах создать на базе киностудии современный технопарк, который будет производить видеоконтент по многим направлениям. Упор сделаем на художественные фильмы для детей и молодежи, на документальное и научно-популярное кино: уже сейчас ведется работа по 50 новым кинопроектам. Мы хотим не просто вернуть Киностудии имени Горького ее былую славу, но и создать новое лицо, разрабатываем новое позиционирование и бренд. Актуальная программа развития, включающая планы полной реконструкции киностудии и возрождения кинопроизводства, была в марте утверждена Советом директоров, и мы приступили к ее выполнению. Сейчас на киностудии выполняются срочные ремонты, готовится к запуску киношкола, детский центр и музей, ведется правовая работа по золотой коллекции кинофильмов. Хоть и приходится работать в режиме антикризиса. Однако, я думаю, с необходимой государственной поддержкой мы сможем пройти этот период. Кстати, символично, что в конце мая после долгого перерыва был запущен фонтан у главного входа — это маленькое, но яркое событие вдохновило нас: киностудия возвращается к жизни. — Как ваши близкие относятся к вашей работе? — Не скрою, эта работа довольно непростая. И я очень благодарна моей семье и детям за то, что они всегда поддерживают меня и даже подают новые идеи. Мои сыновья часто становятся первыми зрителями наших новинок и после домашних премьер делятся со мной мыслями по поводу персонажей, предлагают неожиданные сюжетные повороты. Можно сказать, мне повезло: моя работа интересна и мне, и семье. СПРАВКА Юлиана Юрьевна Слащева родилась 9 сентября 1974 года в Москве. Окончила Московскую академию гуманитарных и общественных наук, факультет маркетинга. Работала заместителем генерального директора энергетической компании «Кол энерго», руководила созданием пиар-агентства в составе BBDO Group, была президентом коммуникационной группы «Михайлов и Партнеры». На должности генерального директора «СТС Медиа» управляла новой стратегией развития компании, превратив ее в контентный холдинг. За время ее работы компания достигла уровня безубыточности, опередив поставленный перед собой сроки почти на год. В феврале 2017 года приказом министра культуры России стала председателем правления «Союзмультфильма», с октября 2019-го назначена генеральным директором Киностудии имени Горького. Занимает должность председателя правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино. На Международном фестивале анимационных фильмов в Анси, который в этом году проходит в онлайн-формате, покажут 10 российских мультипликационных фильмов. Восьмой год подряд наши студии представляют на нем свои лучшие работы. В 2020-м отборщики фестиваля пригласили для участия в конкурсе полнометражные «Огонек-огниво» Константина Щекина и «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского, короткометражные «Городская коза» Светланы Разгуляевой, «Счастье» Андрея Жидкова, «Мой галактический близнец Галактион» Александра Свирского, совместный с Китаем проект «Десять тысяч уродливых чернильных пятен» и несколько других работ. Этот фестиваль — 60-й, однако празднование юбилея решили перенести на следующий год, чтобы отметить вживую. Читайте также: В США изменили правила номинирования на премию «Оскар»