«Нам нужно „откланяться“ каждому бутафорскому кирпичу»: художник-постановщик Алим Матвейчук о съемках «Ненастья» 

«Нам нужно „откланяться“ каждому бутафорскому кирпичу»: художник-постановщик Алим Матвейчук о съемках «Ненастья»
Фото: Teleprogramma.pro
С 15 июня на канале «Россия» начнется показ сериала «Ненастье» , снятого по мотивам произведения писателя О чем фильм Действие многосерийного фильма происходит в 90-е годы. Картина рассказывает о том, как солдаты, прошедшие «интернациональную» Афганскую войну, пытаются приспособиться к новым обстоятельствам. Но у них это плохо получается.
И тогда самые опытные и сильные духом из них создают союз ветеранов «Коминтерн», цель которого — помогать бывшим собратьям по оружию. Деньгами, моральной поддержкой. Иногда помощь требует особых, жестких мер…
Кадр из сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия»
Дальше всех заходит Герман Неволин, который похищает из инкассаторской машины 140 миллионов рублей, и скрывается в деревушке под названием «Ненастье».
Художник-постановщик Алим Матвейчук. Фото: личный архив
Многие критики отмечали, что режиссеру Сергею Урсуляку действительно удалось уловить дух времени и запечатлеть его основные черты.
А воссоздавать портрет эпохи 90-х ему помогал художник-постановщик Алим Матвейчук, чей опыт в кинематографе насчитывает больше 40 лет.
В интервью Teleprogramma.pro Алим Иванович рассказал не только о работе над фильмом «Ненастье», но и о давнем тандеме с Сергеем Урсуляком, знакомстве с Николаем Еременко-младшим и о том, как впервые заметил вокальный талант у своего сына — известного певца .
На съемках сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия» Лихие 90-е и Пушкин: что легче воссоздать — Алим Иванович, бытует мнение, что воссоздать на экране лихие 90-е даже сложнее, чем показать золотой век Пушкина…
— Это действительно так, потому что 19-й век сохранил отличительные признаки времени в архитектуре и в моде, которые сразу угадываются.
А что касается 90-х, то, кажется, что с тех пор ничего не изменилось. Однако на самом деле существуют отличия в материальной культуре, архитектуре, одежде, в манере носить одежду, в манере общения. И эти отличия нужно находить.
В обычной жизни это не так заметно, а вот на экране люди, как правило, начинают это замечать и указывать на ошибки.
Учитывая тот факт, что Сергей Урсуляк — очень внимательный, даже к мелочам, человек, на съемках фильма «Ненастье» придавалось большое значение даже тому, как выглядели таблички с курсами валют. В 90-е годы курс менялся буквально каждую неделю, а то и через два-три дня. Так что приходилось за этим внимательно следить.
Эпоха лихих 90-х была противоречивой буквально во всем. Все кругом ломалось, и люди жили без оглядки на прошлое и без малейшего представления о будущем. Ломались уклады, иллюзии, судьбы. Это было страшное и чудное время.
Чтобы воспроизвести портрет эпохи 90-х, мы, конечно, смотрели фотографии и фильмы того времени, обращали внимание на манеру людей одеваться. Все это визировалось и воспроизводилось. Как строили вымышленный город Батуев — А где снимался Дом культуры, где впервые Герман Неволин встречает свою возлюбленную и куда въезжают БТР?
— Да заново отстраивалось практически все! Мы строили вымышленный город Батуев на территории машиностроительного завода, преобразовывали эти пространства в городские улицы.
Но самым тяжелым было найти Дом культуры, в зал которого во время штурма въезжают БТР.
И вот в Волгограде мы нашли аварийный дом культуры и восстановили его. Там же построили штаб «Коминтерна» (союз бывших воинов-афганцев — Авт.).
Эпизоды афганской войны снимали в Крыму. Для съемок был найден заброшенный каменный карьер. А в нем вырыто русло реки, которой изначально там не было, возведен мост через нашу «реку», по которому могла пройти вся военная техника.
Там же была построена горная дорога, кишлак с мечетью и минаретом. На возведение этой декорации ушло больше месяца. На самом деле это очень кропотливая работа.
И никто не заметил дома, которые по сюжету захватили «коминтерновцы» — двухэтажные здания с типовыми подъездами и детской площадкой. Их тоже строили специально.
В общем, мы провели очень обширную работу. В настоящих жилых домах снимать сложно, потому что предполагались и ночные съемки, и сцены со стрельбой, а кому это может понравиться? Так что, чтобы не беспокоить людей, мы выстроили целый квартал.
— А где вы доставали реквизит помельче — кинокамеру и магнитофон 90-х годов?
— На этом фильме работал опытный и грамотный ассистент по реквизиту (), который многое брал на складах «Мосфильма» в аренду или же разыскивал людей, коллекционирующих такие предметы.
Кстати, говоря, подобных коллекционеров очень много. Они контактируют друг с другом и делятся необходимой информацией
Кадр из сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия» Как снимали киноэпос «Жизнь и судьба» — С какого проекта началось ваше сотрудничество с Сергеем Урсуляком?
— Это был фильм «Жизнь и судьба». Меня пригласили для создания военной части фильма (мирная часть была уже снята).
Мы пообщались с Сергеем Владимировичем, чтобы выяснить позиции друг друга по отношению к будущему фильму, путям его создания, к искусству и к жизни вообще.
Как известно всем, Урсуляк очень интеллигентный и тактичный человек, с прекрасным чувством юмора, талантливый и тонкий режиссер. Но для себя я это выяснил уже в процессе нашей долгой совместной работы.
Тешу себя надеждой, что и мой вклад художника в работу над совместными фильмами устраивал режиссера Урсуляка. Наверное, поэтому мы вместе работали над четырьмя или пятью фильмами.
— Cериал «Жизнь и судьба» — это ведь очень масштабный киноэпос…
— Разрушенный по сюжету фильма Сталинград мы также построили на заводе, в Ярославской области. Это была большая, тяжелая и очень кропотливая работа.
Построить декорацию разрушенного города значительно сложнее, чем построить декорацию целого неразрушенного города. Создать руины для кино это не значит сломать бульдозером стены какого-то настоящего кирпичного дома и таким способом получить «разрушенный город».
Это категорически неправильное представление. Во— первых: где взять целый город кирпичных домов под разрушение.
Во-вторых: даже если бы такой город и нашелся, он должен был бы соответствовать своей планировкой задачам фильма (что нереально).
И третье: в этой декорации, по сюжету, должны постоянно взрываться мины и снаряды. Если бы пиротехнические взрывы были устроены на стенах из настоящего кирпича, мы бы подвергли смертельной угрозе жизни актеров и членов съемочной группы.
Значит, мы должны построить декорации из таких материалов, которые при взрывах, падая на людей, не травмировали бы их.
Нужно было построить свой город: страшный, обгорелый, с торчащей арматурой и с вырванными рамами окон, с разорванной военной техникой на улицах, и в то же время безопасный во время страшных взрывов для актеров.
Для этого надо было вручную и очень старательно вылепить и создать каждую пробоину в стене, каждую воронку. Расписать и «откланяться» каждому бутафорскому кирпичу.
Все стены разрушенных домов были рукотворными, мы делали кирпичи, балки, сваи, проломы в стенах, которые и создавали эффект страшного разрушения.
Это был результат четкой работы всей группы художника — постановщика: декораторов, бутафоров, строителей, живописцев, маляров. Они могут гордиться результатами своей талантливой работы.
Но работу этого звена съемочной группы, как правило, у нас не принято оценивать и как-то упоминать. Я думаю, что это результат творчества и представлений о кинопроцессе наших киноведов и журналистов.
А ведь именно эта группа создает среду и атмосферу, в которой будут существовать актеры.
Помню, на съемки приехала журналистка. Долго со скучающим видом бродила по площадке, фотографировалась на фоне актера массовки в немецкой форме.
И в итоге написала, что на съемки фильма «Жизнь и судьба» было привезено 500 машин кирпича. Это ее поразило. Это ей было понятно. Это был единственный момент, который ее заинтересовал во всем процессе подготовки и во всех съемках.
На съемках сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия» Как для художника-постановщика начинается процесс работы над фильмом — Когда собирается киногруппа, начинается обсуждение сценария, выстраиваются определенные приоритеты, оговаривается характер изображения, костюмов, грима, игрового транспорта, реквизита. Режиссер, художник и оператор едут на выбор натурных мест съемок, если таковые будут необходимы.
Наш фильм мы снимали в Нижнем Тагиле, в Крыму, в Москве, в , в Волгограде, Угличе и Ярославле. Все эти места мы предварительно выбирали, обсуждали какие эпизоды и как будем снимать в этом городе.
А уже после поездки художник придумывает эскизы декораций.
Когда все представители группы приходят к консенсусу, художник рисует свои эскизы, превращает их в чертежи, просчитывает стоимость изготовления, и после этого начинается строительство декораций.
Мы определяем очередность строительства декораций — по времени, по техническим и по финансовым возможностям. Составляется подробный план, график занятости актеров — кто-то из актеров играет в репертуарном театре, кто-то — в антрепризе, у кого-то — съемки в параллельных проектах.
И все эти данные необходимо свести воедино — время их занятости с возможностями нашего графика работы. Примерно так выглядит вся эта схема.
Кадр из сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия» Самый большой кошмар художника-постановщика — Самое страшное — дать обещание и не успеть сделать. Ведь ты срываешь график работы очень большой группы людей, их личные планы, обрекаешь на финансовые потери кинокомпанию.
Нужно планировать и рассчитывать реальные возможности. Рассчитывай, думай, и тогда не возникнет никаких непредвиденных ситуаций. Вообще, это моя профессия, которой я занимаюсь свыше 40 лет. Я должен свое дело делать хорошо или не заниматься этим вовсе.
Художник-постановщик обязан иметь профессиональную подготовку. Как правило, таких специалистов готовят во ВГИКе.
Они должны разбираться в разных сферах человеческой деятельности, истории искусства вообще, в истории архитектуры и костюма, быта (городского и деревенского), истории железнодорожного, автомобильного, гужевого транспорта, быть готовыми к любым ситуациям, угадывать развитие процесса наперед.
Ведь если ты построил неудачную декорацию, ее нельзя стереть резинкой и тут же нарисовать новую хорошую декорацию. Не получится.
Нужно уметь общаться с людьми, быть коммуникабельным, разбираться в строительстве, в строительных технологиях и материалах. Я говорю не о себе лично, а о профессии художника кино вообще. Как жилось художникам в 90-е — Сериал «Ненастье» затрагивает тему лихих 90-х. Насколько сложно было выживать художникам в то время?
— Вообще это была странная история. В то время постоянно возникали какие-то самодельные кинокомпании, полубандитские конторы.
Но у них же на лбу не писалось, что они бандиты. Они придумывали приличные названия (часто с именами своих жен или любовниц) для своих контор, запускали какие-то странные проекты, задерживали зарплату, внезапно закрывали уже запущенные проекты.
В общем, в кино лезли всякие мошенники, отмывали свои деньги, прятались от  или от других бандитов. Как художник выбирает свой фильм Я руководствуюсь своими представлениями о том, как должны общаться люди, как должно существовать общество, моя страна. Как бы это высокопарно не звучало.
Для меня это имеет значение. Я патриот. Сатанею, когда говорят лживые гадости о моей стране. Все эти кривые ухмылочки, блудливые глазки, скользкие намеки вызывают у меня к людям, которые это транслируют, чувство брезгливости и непобедимый протест.
Также я смотрю на качество литературного материала, насколько это интересно для меня. Неохота и скучно делать то, что повторяется бесконечно в нашем прокате.
Появилась какая-то удачная тема с хорошим рейтингом. Все! И пошли бесконечно одинаковые фильмы и сериалы в надежде, что эксплуатация той же темы принесет гарантированный успех и повторение хорошего рейтинга.
Например, одно время были популярны сериалы про героических и красивых женщин-полицейских, которые удачно возглавляют отдел полиции и успешно побеждают весь преступный мир. Эта тема эксплуатировалась долго и до изнеможения зрителя.
— Но ведь как художник вы сами работали над сериалом на эту же тему?
-Да, но это был один из самых первых фильмов на эту тему. (Кстати, совсем неплохой). А уже только потом появились другие проекты — близнецы.
Продолжаю отвечать на ваш предыдущий вопрос. После этого я смотрю, с кем я буду работать, какая команда, насколько реально осуществить данный проект в данных условиях.
Мы все друг друга знаем, кто что сделал в кино, методы работы и взгляды друг друга. Ведь российская киноиндустрия не такая уж и большая.
— В вашем творческом портфолио ведь много фильмов и на военную тематику…
— Да. Это картины» Брестская крепость», , «Ленинград», «Я— русский солдат», «Красный цвет папоротника», «Плач перепелки» и другие.
Очень горжусь тем, что в Беларуси я работал над несколькими проектами (примерно над пятью-шестью фильмами) совместно с известным белорусским и советским режиссером . Это был очень умный и талантливый режиссер.
Несколько фильмов работал совместно с американским режиссером Мэнахемом Голаном.
Кадр из сериала «Ненастье». Фото: канал «Россия» О разнице между съемками в российском и американском кинематографе — В американском кинематографе заранее, на бумаге прорабатывается каждый кадр, поворот актера, все сцены подробно раскадровываются, как комиксы. В общем, учитывается каждая деталь. И все это вносится в огромную книгу наряду с текстом. У этих ребят очень большой и тщательный подготовительный период.
И актер, и оператор, и художник знают свою роль заранее. И тогда на площадке можно не думать о том, в каких крупных планах и ритме будет сниматься следующая сцена и свободно импровизировать.
Музыканты знают, что если есть тема, то можно как угодно импровизировать, а если ее нет, то ничего и нет. Набор звуков. «Три аккорда».
В кинематографе то же самое. На основную четкую тему нанизывается любая импровизация. И продюсеры в американском кино это не только те люди, которые имеют деньги. В России же этот принцип соблюдается не всегда.
— Над чем работаете сейчас?
— Один из последних моих проектов — фильм «Одесский пароход» того же Сергея Урсуляка. Сейчас мне, конечно, поступают предложения, но они носят общий характер. Будем работать!
Видео дня. Какие любовные треугольники скрывал советский кинематограф
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео