Анатолий Кот: «Главное — оправдать своего персонажа»

Анатолий Кот: «Главное — оправдать своего персонажа»Искрящиеся весельем глаза, открытая улыбка, бархатный голос… Анатолий Кот – актёр, под обаяние которого попадаешь мгновенно и навсегда. И остаётся только удивляться, почему в большинстве своих фильмов он играет отрицательных персонажей. О секретах обаяния своих героев и о том, на кого из них он похож на самом деле, Анатолий Кот рассказал корреспонденту «Нижегородской правды». Плюсы изоляции – Анатолий Леонидович, спасибо, что нашли для нас время. Хочется начать беседу с недавней премьеры. Детективный сериал «Ищейка», прошедший недавно по Первому каналу, где вы играете одну из главных ролей, скрасил многим изоляцию. А чем он стал для вас? – Прежде всего общением с коллегами, с теми, с кем мы до этого уже встречались на разных проектах. И с режиссёром Андреем Головковым, с которым очень интересно работать. Он дал мне возможность найти что-то новое. Найти образ этого полковника – начальника отдела Беленького, но главное – это всё же совместное творчество.– В интервью вы часто вспоминаете, что у вашего отца были золотые руки. Сейчас, в изоляции, в вас проснулись его таланты? Вы сделали что-то полезное для дома? – Я самоизолировался за городом, в доме сестры. Так, как делал отец, у меня не получается, к сожалению. Но у нас есть фамильное кресло XIX века, которое осталось от бабушки с дедушкой. На этом кресле рос папа, тётя, мы все. Оно для нас очень дорого. В советское время его покрасили синей масляной краской, и на изоляции я решил его отреставрировать. Снял краску, зачистил его и полачил. Так оно обрело первоначальный вид. Продолжил и ещё одно дело отца. Он занимался пчеловодством, и у родственников в Белоруссии остались его ульи и рамки. И ими я тоже занялся и почти уже доделал. – Правда ли, что пчёлы не кусают своего хозяина? – Неправда. Ещё как кусают! История войны – К юбилею Победы показали много военных фильмов и наверняка покажут ещё – скоро нас ждёт Парад Победы. В вашем списке фильмов много военных картин. Какая из них, на ваш взгляд, получилась наиболее правдивой? – В начале моего кинотворческого пути была картина, которая снималась в Белоруссии – «Оккупация. Мистерии». Эту картину я считаю очень удавшейся, как и своего героя – Якуба Лойко, белорусского партизана. Моим консультантом на этой картине была бабушка, которая пережила войну, и ещё поэтому фильм мне дорог. – Мы – последнее поколение, которое видело настоящих ветеранов и слышало от них правду о войне. Что из семейных рассказов о войне для вас самое важное? – Самое важное – что они выжили. Моя мама родилась в 1941 году, шла война, бабушке пришлось убегать в леса с младенцем на руках. Что-то конкретное про то время я не расскажу, но главное – что они выжили и что мы появились на свет. Подвиг тыла – тоже большой подвиг.– Вам очень идёт немецкая форма – вы просто «истинный ариец». Как вы находите тот верный тон для своих героев, что зрители беспрекословно верят, что перед ними – немец? – Наша актёрская задача в том, чтобы нам всегда верили. Это наша профессия – убедительно сыграть фашиста. Просто профессия и ничего более. – Откуда вы так хорошо знаете немецкий язык, что играли на нём моноспектакль «Записки сумасшедшего» в Германии? – Судьба так сложилась, что в 2000 году я уехал в Германию и работал в немецком театре. Параллельно репетировал и учил язык, потому что до переезда я его практически не знал, и мне было очень сложно. Но теперь я могу сказать, что язык выучить быстро возможно, и я – тому доказательство.– А чем немецкая театральная школа отличается от нашей? – Как мне показалось, у них идут от внешнего к внутреннему. Хотя тоже есть разбор пьесы, роли и ситуации. Но немецкие актёры скорее показывают чувства, а не переживают их. Но, может, это только моё мнение. А вот что мне понравилось в немецком театре – это организованность. Точное расписание, продумывание деталей, все цеха работают как швейцарские часы. Там все точны и всё делается в срок. Я привык всегда проверять свой реквизит, а там реквизиторам этого не понять! В итоге они меня спрашивали: что вы делаете? Проверяю! А зачем вы проверяете? Мне с ним работать! Но это же моя работа, чтобы он лежал на месте, вы что, мне не доверяете? Обижались даже. А ещё в первый же день работы мне дали расписание на несколько месяцев вперёд, и это было железобетонное расписание. Никаких изменений там не допускают. Готовность актёров – 100%. Это, конечно, хорошо, зато в нашем отечественном разгильдяйстве я вижу прелесть, которая способствует рождению необычного хода! Главное – честность – Вернувшись в Россию, вы начали жизнь заново, в том числе и театральную, в Театре Джагарханяна. Для вас Армен Борисович стал не только руководителем, но и другом, и практически отцом. Что в его театре вас убедило в том, что это – ваш театр? – Честность. Предельная честность во всём. В его театре можно что-то недоговаривать, но врать нельзя. И Армен Борисович всегда говорит: «Говори всегда правду, это будет проще всего». Маленькая ложь тянет за собой ложь побольше, а потом превращается в большую ложь, и тогда тебе перестают на сцене верить. Должно быть всегда – «верю!» И, конечно, подкупает колоссальная энергия и затрачиваемость актёров этого театра. – Насколько важен для вас театр сегодня? И с какого спектакля вы бы посоветовали вашим поклонникам знакомиться с вашим театральным творчеством? – Я все свои спектакли люблю – и на сцене нашего театра, и на других сценах. Люблю спектакль «Кафе «Жизнь в розовом цвете», мы играем его уже восемь лет. «Трамвай «Желание», спектакль «Биография», который идёт в театре «Человек» в постановке Владимира Скворцова. Я отвечу банально: это как у многодетной матери спрашивать про детей. Каждая роль – дорога. Она тобой рождена, и хочется, чтобы она жила. И когда какой-то спектакль перестаёт жить, это очень печально. Но такова жизнь: одни спектакли уходят, другие приходят. Найти оправдание – В вашем списке фильмов множество сериалов. Какой из них принёс вам больше всего эмоций и радости от творчества? – В кино больше составляющих. И материал, и с кем ты работаешь. Иногда роль небольшая, но испытываешь удовольствие от того, что встретился на съёмочной площадке с коллегами, что-то для себя почерпнул. Я очень рад, что снимался в комедийном сериале «Домашний арест», очень памятна одна из первых ролей – «На безымянной высоте» и, конечно же, «Маргоша» – я обожал образ Антона Зимовского, мне было сверхкомфортно плавать в этой роли! – Очень близкий нам по теме сериал про жизнь редакции… Неужели нашу профессию представляют так, как показано в сериале? – Ну вы же понимаете, что это сборные и саккумулированные моменты. Мы увидели её так, вам, журналистам, виднее, как оно есть на самом деле.– Главное – зрители в восторге. А кто из ваших киногероев ближе всего по характеру к вам настоящему? – Никто! И в то же время все. Это же я их играл, находил для них что-то в себе. – Создаётся впечатление, что вы любому своему герою можете найти оправдание. Даже самому жестокому или порочному. – Естественно! В этом и заключается наша профессия. Оправдать своего персонажа и сделать так, чтобы ему поверили, поняли, почему он поступает так, а не иначе. – Вы – человек удивительного обаяния, даже, я бы сказала, светскости. Кого вы принимаете за образец, чтобы превратиться в негодяя в кадре? – Ха-ха-ха! Я не знаю, как ответить на этот вопрос! – И тем не менее ваши отрицательные роли просто восхитительны! А какой вы в «Молодёжке»! Сериал посвящён истории хоккея, а какие виды спорта вам близки на самом деле? – Если рыбалка – это спорт, то я – спортсмен! Только не подумайте о спортивной рыбалке!

Анатолий Кот: «Главное — оправдать своего персонажа»
© Нижегородская правда