Как показывали русских в западном кино

Нередко изображение советского и русского человека в зарубежном кинематографе носит отпечаток политизированности. Антисоветские и антизападные фильмы вбирают в себя все до единого клише, на которые сейчас без слез не взглянешь. "Рамблер" вспоминает, как рисовался кинопортрет русского человека для западного зрителя.

Как показывали русских в западном кино
© Кадр из фильма "Смерть Сталина"

"Глупые жены"

Картина 1921 года показывает бэлоэмигранта Сержа Карамзина, который притворяется графом и живет в свое удовольствие со временем все больше демонстрируя свою развращенную натуру.

Немая кинолента про злого Остапа Бендера пришлась по вкусу руководству СССР того времени. В прокат кино выпустили под названием "Отпрыск благородного рода".

"Железный занавес"

Советский шифровальщик Игорь Гузенко поступает на работу в посольство СССР в Канаде. 1943 год, повсюду секретность, обстановка давит на русского человека, заставляя подчиняться инструкциям. У Игоря не выдерживают нервы, его сажают под арест. В конце фильма он просит политического убежища и сдает всю советскую агентурную сеть.

Удар по СССР отягощался тем, что такой перебежчик действительно существовал: в результате этого дела в Америке арестовали не один десяток советских шпионов, некоторых даже казнили. Кроме того, создатели использовали музыку русских композиторов. Фильм 1948 года хоть и вышел слабым, но политическое влияние оказал сильное.

"Москва на Гудзоне"

За саксофонистом Владимиром во время гастролей в Америке следит герой Савелия Крамарова, который увидев подозрительный контакт своего объекта - Анатолия, тут же хватает его. А пока наблюдатель отвлекся, Владимир решает сбежать.

На экране все говорят по-русски, а все надписи в Москве сделаны без ошибок, что добавляет фильму положительных очков. Но кинолента произведена в 1984 году, на пике холодной войны, когда Рейган назвал СССР "империей зла", поэтому в рамках жанра драмеди КГБ - клоуны, а главный герой - простофиля.

"Красный воробей"

Балерина Доменика Егорова получает травму на сцене Большого театра. Теперь она обречена принять предложение своего дяди, который подозрительно похож на российского президента, и стать супершпионкой.

Героиня учится в школе "красных воробьев" с напичканной вокруг символикой коммунизма. Также у них есть уроки публичного совокупления. Фильм 2018 года скорее экранизация накала отношений между США и Россией, чем кино, которое носит хоть какую-то художественную ценность.