На RTД вышел фильм о пропаганде в Голливуде

Во время Второй мировой войны американские кинематографисты транслировали на экране позитивный образ СССР, чтобы убедить своих граждан отправиться воевать в Европу. Однако уже вскоре Голливуд объявил коммунистам идеологическую войну, в очередной раз отказавшись от прежних убеждений и переписав собственную историю. Эксперты утверждают: «фабрика грёз» десятилетиями выполняет государственный заказ на пропаганду. О том, как киноиндустрия США выстраивает собственную, отвечающую запросам Пентагона реальность, рассказывается в новом фильме RTД «Голливуд: фабрика пропаганды». На RTД состоялась премьера документального фильма Константина Рожкова «Голливуд: фабрика пропаганды». В ленте рассказывается, как на протяжении десятилетий — в соответствии с запросами властей США — менялся транслируемый американскими кинематографистами образ советского человека и СССР в целом. Экспертную точку зрения в интервью для фильма высказали киновед Кирилл Разлогов, режиссёры Эмир Кустурица и Андрей Кончаловский. Также в съёмках картины приняли участие старший научный сотрудник института глобальной политики Джордж Самуэли, профессор истории Питер Кузник, профессор юриспруденции Дэниел Ковалик и журналист Павел Петров. По мнению ряда специалистов, голливудские кинематографисты долгие годы следовали запросу властей на идеологически выверенные ленты и «правильных» героев. Не удивительно, что по тому, как меняются тенденции в популярных фильмах «фабрики грёз», можно без труда проследить изменение политической повестки. То друг, то враг, то — так В 1942 году администрация Рузвельта сформировала офис военной информации, который отвечал за пропаганду. Именно оттуда американские кинематографисты получали запрос на фильмы, транслирующий определённый — угодный властям — образ СССР. На тот момент Советский союз должен был выглядеть как попавший в беду друг. Ленты об этом «друге» преследовали конкретную цель: убедить американских граждан отправиться в Европу и принять участие во Второй мировой войне. Кинематограф для такой задачи выбрали неслучайно. «Самый простой способ донести пропаганду до зрителя — это через развлечения. То есть через художественные фильмы», — напоминает журналист Павел Петров слова Элмера Дэвиса, главы Офиса военной информации США. Так в 1943 году на экраны вышла лента Майкла Кёртица «Миссия в Москву», позднее номинированная на «Оскар» за лучшую работу художника. По сюжету картины, американский посол приезжает в Союз, общается с его дружелюбными, образованными жителями, поражается изобретёнными ими техническим чудесам. Но самое главное — дипломат встречается со Сталиным и видит, что генеральный секретарь — никакой не тиран, а самый миролюбивый и справедливый правитель. В то время выходили и другие фильмы просоветской направленности. В их числе — небезызвестные «Северная звезда» и «Дни славы». В последней в роли партизана Владимира дебютировал Грегори Пек (в будущем — одна из икон Голливуда). Тем не менее, после войны ситуация изменилась. Власти США обеспокоил рост интереса к коммунистической идеологии в обществе и усиление влияния Коммунистической партии США, которая на тот момент уже успела зарекомендовать себя как борец за гражданские права. В 1946 году получила статус постоянной созданная в 1934-м временная Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. В 1947-м она начала преследование кинематографистов и сформировала «чёрный список» лиц, которым из-за политических предпочтений был закрыт вход в кино. Симпатизировавших идеям коммунизма работников индустрии отстраняли от производства. Пришлось переписывать и историю кино, столь успешно справившегося с задачами просоветской пропаганды. Так, перемонтировали в угоду конъюнктуре вышеупомянутый фильм «Северная звезда». Из картины убрали все обращения «товарищ», зато к видеоряду был добавлен закадровый текст, в котором нацистов сравнивали с подавлявшими восстание в Венгрии советскими военными. Новая версия фильма получила название «Вооружённая атака». В повторный прокат вышла лента 1939 года «Ниночка», в которой в крайне неприглядном свете были выставлены советские эмиссары. Главная героиня, дипломат из Москвы, выглядела куда адекватнее своих соотечественников. Именно поэтому в конце картины она предпочтёт высоким идеалам родины жизнь с американским возлюбленным в капиталистическом обществе. К слову, роль Ниночки исполнила Грета Гарбо — звезда первой величины. Когда в 1960-1970-х США вновь взяли курс на сотрудничество с СССР, с экранов исчез резко негативный образ советского человека. Но продолжалось это недолго. В 1980-х к власти пришёл Рональд Рейган, и вернулась прежняя риторика. Примером типичного «злого русского» в американском кино тех лет стал Иван Драго (Дольф Лундгрен) — противник Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) из ленты «Рокки 4». Деньги — главный фактор, позволяющий Госдепартаменту и Пентагону контролировать Голливуд, объясняет Джордж Самуэли, старший научный сотрудник института глобальной политики (Лондон). Однако, подчёркивает профессор юриспруденции Дэниел Ковалик, порой кинематографисты расплачиваются свободой действий просто за помощь военных: если для съёмок требуется военная техника, то предоставившее её ведомство обязательно проследит не только за эксплуатацией кораблей-самолётов, но и за содержанием фильма. По мнению Эмира Кустурицы, «Голливуд жёстко контролируется с одной стороны бизнесом, а с другой — идеологией». При этом зачастую кинематографисты сами верят в искажённую реальность, которую потом воссоздают для зрителей. Андрей Кончаловский, который ещё в 1980 году уехал и СССР снимать фильмы в Голливуде, утверждают: на «фабрике грёз» наибольшего успеха достигают рекламщики — «люди, которые имеют талант и которые сухо могут поставить свой талант на требования рынка». Кончаловский также уверен: американское министерство обороны подвергает голливудские фильмы строгой цензуре. «Пентагон утверждает все фильмы, читает все фильмы, в которых есть военнослужащие или работники ЦРУ», — отмечает режиссёр. Под чутким надзором властей выходят как картины военной тематики, так и комедии. И хотя того же офиса военной информации уже не существует, Голливуд продолжает следовать линии правительства. Профессор истории Питер Кузник рассказывает, что в Голливуде всегда боялись цензуры со стороны военных — и поэтому ввели жёсткую самоцензуру. «Голливуд — это инструмент мировой пропаганды. Возможно, самый выдающийся инструмент, который когда-либо существовал», — считает Дэниел Ковалик. Подробнее — в фильме «Голливуд: фабрика пропаганды» на RTД.

На RTД вышел фильм о пропаганде в Голливуде
© RT на русском