"Освобождение" стало еще победоноснее: Киноэпопея вышла на ТВ после "капремонта"
22, 23 и 24 июня «Первый канал» представил культовый фильм Юрия Озерова «Освобождение» после полной цифровой реставрации. На этот раз речь идет не о «раскрашивании» ленты, хотя в киноэпопее, как известно, есть и черно-белые фрагменты. Мастера «Мосфильма» снова (они уже делали это в 2002 году) отреставрировали изображение (670 тысяч кадров) и звук (8 часов). Работы продолжались 8 месяцев, окончились лишь в этом апреле (когда сотрудники уже находились в режиме самоизоляции) и, по словам гендиректора киноконцерна Карена Шахназарова, целиком были оплачены за счет собственных средств «Мосфильма», без господдержки. Специалисты киностудии в ручном режиме устраняли все обнаруженные недостатки, свойственные для старых картин: многорядные царапины, искажение геометрии кадра, сколы, пятна. «Освобождение» – Пришлось работать с массой дефектов, – говорит Виктор Тамазин, главный инженер ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм"». – Например, эпизод освобождения узников концлагеря на железнодорожной станции («Битва за Берлин») был сильно поврежден коварным дефектом – это так называемые потертости. Никакие автоматические программные фильтры в этой ситуации не работают. В отличие от царапины, потертость не имеет ярко выраженных краев и зачастую не только размыта, но и в некоторой степени прозрачна. И здесь работа шла исключительно вручную. Можно говорить о том, что некоторые фрагменты фильма были воссозданы заново! По мнению Карена Шахназарова, «Освобождение», снятое 50 лет назад, и сегодня смотрится очень современно. – Картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств, – считает Карен Георгиевич. – Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал – уникальную. Батальные сцены – их масштаб, качество съемки – просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший еще из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось – не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается. Михаил Ножкин: От холостого выстрела в Берлине вылетели стекла На съемках «Освобождения» (Ножкин – на фото слева) – Я очень рад, что проведена столь масштабная реставрация и что это случилось при моей жизни, – сказал «Собеседнику» Михаил Ножкин, сыгравший в фильме лейтенанта Ярцева. Написанная и исполненная им песня «Последний бой» звучит в финальной, пятой части киноэпопеи «Последний штурм». – Сколько раз за свои 83 года я слышал от людей, посмотревших «Освобождение», что они воспринимают его как документальный фильм. А знаете, почему? Я напомню тем, кто забыл или в силу молодости, быть может, не знает. «Освобождение» снимали фронтовики. Режиссер фильма Юрий Озеров всю войну прошел артиллеристом; главный оператор – танкист Игорь Слабневич, участник битвы на Курской дуге и под Сталинградом; автор сценария – писатель Юрий Бондарев, боевой офицер. Они снимали правду, поэтому и фильм получился абсолютно достоверным. Танки, дивизии, полки, берлинские развалины – все было настоящее. А как мы били холостыми! Громче, чем боевыми, – вспоминает Ножкин. – Мы начали снимать в Берлине в 1967 году – и Запад ошалел от страха. Несколько месяцев в Европе говорили: «Это русские под видом кино нагнали военной техники – будут брать Западный Берлин». Помню, бегу по улице – и тут залп. Холостой. А дело было на площади, метрах в трехстах от нас – офис. Грандиозный скандал! Оказалось, от ближайшей к месту выстрела стены внутри отлетела вся мебель, да еще и во всем квартале стекла в окнах вылетели... Полицейские бегут: «Скорее запретить съемки». Юрий Николаевич честит всех вокруг всякими русскими словами... А полковник, я помню, командир подразделения говорит: «Что они опять шумят? Пусть спасибо скажут, что не боевыми. Когда мы брали Берлин, тут из каждого подвала фаусники (ракеты) нас долбили. Это ничего. А здесь холостыми. Кино снимают, вот стекла и вылетают». «Освобождение» * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №23-2020 под заголовком «"Освобождение" стало еще победоноснее».