«Старший сын». Как в Москве впервые поставили пьесу Александра Вампилова

— один из главных советских драматургов 1970-х. Постановки по его пьесам по сей день сохраняются в репертуарах театров, по ним создают новые спектакли — и они выглядят не как дань истории, а как современные высказывания. В них нет советской идеологии, их герои — обычные живые люди.

«Старший сын». Как в Москве впервые поставили пьесу Александра Вампилова
© Mos.ru

В столице пьесы Александра Вампилова начали ставить после легендарного спектакля Театра имени М.Н. Ермоловой . Драматург присутствовал на всех репетициях и ждал премьеры, но ему не было суждено увидеть постановку — Вампилов трагически погиб незадолго до первого показа.

Видео дня

Семейная драма

1972 год. Гости Театра имени Ермоловой рассаживаются по местам в ожидании премьеры спектакля «Старший сын», артисты за кулисами готовятся к выходу, режиссер Геннадий Косюков еле сдерживает волнение. Переживает и завлит театра Елена Якушкина — именно она настояла на том, чтобы пьесу молодого смелого драматурга Вампилова наконец увидели зрители.

Выдохнуть они смогут, только когда послышатся аплодисменты. Вскоре «Старшего сына» назовут одним из самых ярких событий культурной жизни Москвы за 1972 год.

На фоне декораций, изображающих интерьер обыкновенной советской квартиры, разыгрывалась семейная драма: к музыканту Андрею Сарафанову, в одиночку воспитывающему сына Васю и дочь Нину, на ночь глядя пожаловал странный молодой человек с другом и представился внебрачным сыном, о котором Сарафанов не подозревал. На самом же деле все более прозаично — молодым людям, опоздавшим осенним вечером на электричку, негде было переночевать в незнакомом городе, и они решили попытать счастья в первом попавшемся доме.

Спектакль играли два состава: роль сына-самозванца делили известный актер и , роль Васеньки Сарафанова исполняли и (он же в другом составе сыграл и Сильву, друга Бусыгина), Нину — и . И только отца семейства Андрея Сарафанова играл один актер — . Зрители его любили и знали по картинам «Мы с Вулканом», «Саша-Сашенька», , и другим.

Непростой путь на сцену

«Пьеса не подходит для советского зрителя», «Советский человек не может вести себя так безнравственно, как Бусыгин», «Бусыгин — недостойный пример» — эти и многие другие аргументы то и дело слышали главный режиссер театра , режиссер Геннадий Косюков и завлит Елена Якушкина. Но они решили рискнуть.

В середине 1960-х подающего надежды иркутского драматурга Александра Вампилова уже знали в родном городе, но его не отпускала мысль о столице. Однажды он приехал в Москву на семинар молодых драматургов. Вдруг кто-то из именитых режиссеров заинтересуется его творчеством, поставит его пьесу? Он познакомился с Еленой Якушкиной — ему много про нее рассказывали, рекомендовали как человека доброго, понимающего, умеющего разглядеть таланты. Якушкина была членом Союза писателей, переводила с французского и немецкого. На момент их знакомства она работала в Театре на Малой Бронной.

Вампилов принес ей свои пьесы, она обещала прочесть — и слово сдержала. Более того — поняла, что у этого амбициозного, но очень доброго молодого человека большое будущее, а его произведения имеют все шансы стать новой классикой.

Один из старейших. Как устроен Театр имени М.Н. Ермоловой

Вскоре Елена Якушкина перешла работать в Театр имени Ермоловой, а Александр Вампилов поступил на Высшие литературные курсы при Московском литинституте. Они дружили, и Вампилов часто приносил ей почитать свои новые пьесы. Особенно ее впечатлило «Прощание в июне» о хулигане Колесове и его моральном искушении. Якушкина пыталась добиться постановки, но ничего не вышло — ей отвечали, что пессимистичная пьеса не для этого театра. В 1966 году режиссер Клайпедского драматического театра забрал пьесу, а потом ее радостно подхватили в Вологде, Грозном и других городах. Это немного утешило драматурга, мечтавшего о признании в столице.

Тогда же Александр Вампилов написал «Старшего сына», затем — «Утиную охоту» и «Провинциальные анекдоты». Ни одна не была одобрена для постановки в Москве. Вампилов переживал, Якушкина — еще больше: пропадают такие талантливые тексты! Тем временем «Старшего сына» поставили в Иркутском драматическом театре, а в Москве упорствовали — что это за пьеса, которая начинается с обмана из уст положительного героя?! Но главному режиссеру Владимиру Андрееву произведение понравилось, и в том же 1969-м он уже было приступил к репетициям. Об этом узнали в и тут же вызвали к себе всю администрацию театра. Скандал был грандиозный. О пьесе на некоторое время пришлось забыть. Якушкина использовала все свои связи, обошла все инстанции. И своего добилась — в 1972-м.

Правда, до премьеры не дожил драматург — он погиб незадолго до нее. Вампилов очень ждал ее и присутствовал почти на всех репетициях.

Владимир Андреев всецело поддерживал Якушкину в том, что Вампилова нужно ставить. Вслед за «Старшим сыном» в репертуаре Театра имени Ермоловой, который стал первооткрывателем драматурга в столице, появились спектакли «Прошлым летом в Чулимске», «Стечение обстоятельств» и «Утиная охота».

Роль, открывшая

Через три года со «Старшим сыном» познакомилась вся страна. Двухсерийный фильм, снятый , показали по телевидению.

Сарафанова-старшего сыграл . В роль незадачливого добродушного музыканта он вписался идеально, говорил, что это самый любимый его персонаж за всю карьеру. Актер посвятил эту работу своему сыну Андрею, которому не мог уделять много времени из-за частых гастролей. Поэтому в образ Сарафанова он привнес свои раскаяние и отцовскую любовь.

Бусыгина сыграл Николай Караченцов. Это была его первая удача и победа в кинематографе, именно благодаря этому персонажу артиста стали узнавать на улицах. А неунывающего Сильву сыграл . Как и для Караченцова, картина открыла ему путь в большое кино.

В 1976 году «Старшего сына» наградили на XIII Международном фестивале телевизионных фильмов в Праге, фильм получил приз за лучший сценарий.