Ещё

Страх по-итальянски: какими были хорроры в Италии 80-х 

Страх по-итальянски: какими были хорроры в Италии 80-х
Фото: Ревизор.ru
Изначально термин «джалло» возник для описания ярких желтых обложек криминальных рассказов, широко публикуемых еще с 1930-х годов. Легкое чтиво имело колоссальный успех. Позднее всё больше издательских домов стали публиковать свои криминальные и детективные серии с желтыми обложками. Не стоит думать, что все эти книги были дешевками; среди «желторотых» оказались Агата Кристи, Эдгар Уолесс и Жорж Симеон. Таким образом, за словом «джалло» закрепилось значение криминальной составляющей.
Джалло — это типично итальянские хорроры-триллеры с поэтичными названиями, роскошной картинкой, эффектными кровавыми сценами, безликими убийцами в черных перчатках и обязательно — красотками-героинями, которых то и дело губит собственное любопытство. Это явление национальное, итальянское и мэтрами этого жанра являются Дарио Арженто, , Лючио Фульчи и Серджо Мартина. Фото: из открытых источников
Вот для примера несколько поэтичных названий джалло-хорроров: «Кровь и черные кружева» 1964, «Птица с хрустальным оперением» 1970, «Ящерица в женской коже» 1971, «Короткая ночь стеклянных кукол» 1971, «Четыре мухи на сером бархате» 1971, «Твой порок — запертая комната, а ключ у меня одного» (в русском прокате — «Глаз черного кота») 1972, «Аромат дамы в черном» 1974.
Кульминацией джалло и вершиной творчества Дарио Ардженто считается 1977. Сюжет у картины крайне прост: молодая американская красотка прибывает в закрытую берлинскую школу балета, где сталкивается с необъяснимым. Красотку — Сьюзи Беннион — играет , и мы с полной уверенностью можем сказать, что это если не самая удачная, то точно самая прекрасная ее роль. Фото: из открытых источников
Картина завораживает с первых кадров. Отрывистый монтаж, неоновые цвета, странный саундтрек — и все это (!) в 1977 году. Атмосфера фильма настолько густая и чрезмерно искусственная, что кажется — вот оно, наследие раннего немецкого экспрессионизма! Тут тебе и «Симфония ужасов» и «Кабинет доктора Каллигари», и … Но все не так просто. Важно понимать, что «Суспирию» от множества других джалло-хорроров отличает отчетливая авторская позиция. Чтобы понять ее, нам необходимо ближе рассмотреть загадочную фигуру итальянского творца Дарио Ардженто. Фото: из открытых источников
Дарио Ардженто родился в Риме, в 1940-м году. Семья его была сугубо кинематографична; в том смысле, что отцом Дарио был кинопродюсер Сальваторе Ардженто, а дядей — сценарист и продюссер Клаудио Ардженто. Свою карьеру в кино Дарио начал с работы кинокритиком, позже — сценаристом, и, наконец, помощником режиссера. Первый написанный Дарио сценарий привлек внимание кинокомпании «Титанус», и в результате Дарио написал еще 12 сценариев. Самый первый джалло Ардженто — «Птица с хрустальными крыльями», сделал его известным в Италии и за ее пределами. В 1971 и 1972 годах вышли «Кот с девятью хвостами» и «Четыре мухи на сером вельвете». На момент съемок «Суспирии» Ардженто снял уже множество джалло-хорроров и даже заслужил прозвище «висконти насилия». Фото: из открытых источников
"Суспирия" для Ардженто оказалась проектом важным и личным. Он сам написал к ней сценарий, причем первая версия этого сценария была ориентирована на игру маленьких девочек. Таким образом, кровавые убийства в этом фильме должны были происходить в детской балетной школе. Но убивать на экранах маленьких девочек Ардженто запретили; так в касте «Суспирии» появилась Джессика Харпер, но сценарий Ардженто не переписывал. Отсюда и сказочная условность фильма, местами наивные диалоги героинь и детские декорации; будто бы зверские убийства происходят в сказочном мире. Сказки и вдохновляли Дарио Ардженто. Сам он говорил, что источником вдохновения для создания «Суспирии» были «Белоснежка» и . Именно эта сказочность и позволили режиссеру создать абсолютно алогичный, странный, непонятный, но чарующий мир фильма. Все здесь словно вступает в резонанс — юные лица героинь и рука убийцы в черной перчатке; неоновый свет и густые тени; мягкие голоса героев и резкий саундтрек итальянской группы «Гоблины». Фото: из открытых источников
В начале мы уже говорили, что на момент выхода «Суспирии» — 1977 год, на пике популярности , и прочие хорроры, основная задача которых громко прокричать — «зло рядом с нами, оно в доме, оно в море, оно на пляже, оно везде». Дарио Ардженто же в своей сказочной манере вовсе не пытается указывать нам на зло. Скорее, он в садистской манере любуется невозможным: чудовищным соединением сказки и ужаса, красоты и отвращения, покоя и тревоги.
Страшная или «Суспирия»? И да, и нет. Пугает она скорее не зловещей музыкой, не красно-зеленым светом, не обилием гуашевой оранжевой крови, а своей нелогичностью, непоследовательностью. Зритель как бы не может осознать и логически помыслить происходящее на экране, ибо происходящее — деструктурировано. Подобную деструктуризацию пространства кинокартины и развитие этой идеи мы увидим в слоу-бернинг хоррорах современности. На момент же выхода «Суспирии» прием деструктуризации, а по-простому — соединения несоединимого, был поистине достижением. Фото: из открытых источников
В 2018 году на киноэкраны выходит фильм Луки Гуадаиньо «Суспирия». И хотя эта картина позиционируется как ремейк картины 1977, это не совсем так. Дело в том, что «Суспирия» Гуадаиньо — глубоко личный фильм, о чем говорил сам режиссер. И собрав сугубо женский звездный состав, режиссер снимает картину, в которой, к счастью или сожалению, абсолютно полностью отсутствует та самая арджентовская жуткая сказочность или отвратительная красота. На смену этому приходит уже слегка подвявшая глянцевость и избыточный хронометраж. Тем не менее, посмотреть обе «Суспирии» стоит. «Суспирию» Ардженто — как монумент эпохи, «Суспирию» Гуадаиньо хотя бы за саундтрек . Фото: из открытых источников
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео