Всадник Апокалипсиса во льдах: почему "Нечто" Джона Карпентера стало культовым?
История про "идеальную тварь" зародилась еще в далеком 1938 году, когда Джон Кэмпбелл написал рассказ "Кто идет?". Это короткая повесть про группу полярных исследователей, обнаруживших в полярных льдах космический корабль и вмерзшего в него пилота. Инопланетный организм, доставленный на исследовательскую станцию, оказался не только живым, но и способным копировать образ любого существа. Первая экранизация "Кто идет?" появилась в 1951 году. Назывался фильм "Нечто из иного мира", режиссером выступил Ховард Хоукс. У этой экранизации был один серьезный просчет – создатели лишили инопланетное существо его главной способности – принимать форму живых существ. В результате герои фильма сталкиваются с монстром, подобным растению, а еще внешне сильно напоминающее чудовище Франкенштейна. Тем не менее, картина успешна, но что еще важнее – это одна из первых в мире кинолент, в которой инопланетяне прибывают на Землю с враждебными намерениями. Собственно, "Нечто из мира иного", принося в хорроры элемент фантастического, стимулирует развитие поджанра monster-movie. Первый такой фильм - "Зверь с глубины 20000 морских саженей", выходит в 1953 году. Основным героем в фильме фигурирует гигантский монстр, оживший после ядерного взрыва и напавший на Нью-Йорк. "Зверь…" стал предтечей фильмов про Годзиллу, первый из которых вышел в 1954 году, и породил вслед за собой колоссальное множество ремейков и огромную базу фанатов. Актёрский состав фильма "Нечто". Фото: из открытых источников Но вернемся к "Нечто". Коммерческий успех "Хэллоуина" позволил Джону Карпентеру занять режиссерское кресло в столь рискованном проекте, каким считался фантастический хоррор. Важно помнить, что три года назад в мировом прокате прогремел "Чужой" Ридли Скотта – картина ранее невиданного качества, поистине страшная. Высокий коммерческий успех "Чужого" открыл дорогу si-fi хоррорам и научно-фантастическим фильмам. В результате сам Ридли Скотт снимает киберпанковского "Бегущего по лезвию", а Джон Карпентер приступает к работе над "Нечто". Кандидатов для написания сценария фильма оказалось непросто найти. Первыми претендентами были Тоуб Хупер и Ким Хенкел, создатели "Техасской резни бензопилой". Они написали несколько вариантов сценария, среди которых совсем "фантастичные": например, в одном из сценариев действие "Нечто" целиком разворачивалось под водой. Студию чрезвычайно мучили лавры "Чужого", в результате от "Нечто" ожидали чего-то подобного – жуткого, темного и инопланетного. Сценарием занялся Билл Ланкастер, писал он его совместно с Джоном Карпентером. Многие культовые моменты фильма, например, игра в шахматы в начале или тот самый, "неизвестный" финал, были заслугой работы в дуэте. В процессе работы над сценарием было создано множество набросков "нечто"; большинство из них мы можем видеть в финальной версии фильма. Фото: из открытых источников Джон Карпентер участвовал также и в формировании каста фильма. Большинство приглашенных актеров на тот момент были малоизвестными – это было необходимо для придания картине реалистичности. Один только Курт Рассел – "ковбой-пилот" и главный герой – был приглашен лично Карпентером. В "Нечто" 1982 нет ни единого женского персонажа, кроме, пожалуй, голоса компьютера, с которым Мак-Риди играет в шахматы. Компьютер озвучила жена Карпентера Эдриенн Барбо. В противовес пришельцу из "Нечто из иного мира", Карпентер хотел сделать свое "нечто" отличным от любой из известных форм, которые принимают монстры в хоррорах. Концепция была такова: "нечто" - это существо, по сути, без собственного облика. Оно способно принять форму любого живого организма, и проходит при этом через жуткие метаморфозы. Окончательной разработкой образа "нечто" занимался Роб Боттин – специалист по гриму и спецэффектам. Он решил максимально отдалить образ "нечто" от ксеноморфа Ридли Скотта. И это ему прекрасно удалось. "Мы прошлись по всему сценарию с Майком Плугом, - рассказывает Боттин, – потом повесили все сцены на стену и показали Карпентеру. На что он сказал мне: "Роб, иди до конца, сделай самое безумное из возможного – ты абсолютно свободен". И он поддерживал меня все время работы над фильмом. Мы просто воплощали самые безумные идеи". Фото: из открытых источников Сьемки фильма проходили в Британской Колумбии, в Канаде. Основные съемки длились около трех недель. Работа над спецэффектами к картине длилась 57 недель. Учувствовали в ней около сорока дизайнеров, художников, скульпторов и операторов. Вот те люди, что заставили "нечто" двигаться и вселять ужас почти 40 лет назад. Спецэффекты, задуманные к фильму, были чрезвычайно амбициозными и сложными. Никто ранее не делал ничего подобного. В своей работе Роб Боттин применял все известные и доступные на тот момент средства: гидравлику, пневматику, радиоуправляемые модели, технику обратной съемки. Для "тела" и прочих частей монстра использовались такие материалы, как желатин, резина, оргстекло и даже лубрикант. Но оставим вопрос о создании, и перейдем к вопросу куда более важному – что такого особенного есть в "Нечто", что сделало его культовым на все последующие годы и породило множество пародий и подражаний? В первую очередь, "Нечто" – это фильм вовсе не про жуткую тварь, а про обреченность всего человечества. Это первый из "трилогии Апокалипсиса" фильм Карпентера. Самое страшное в этом фильме – невозможность его положительного исхода. "Нечто", вмерзшее во льду, но живое, не способно погибнуть от руки человека; рано или поздно наступит момент, когда создание выберется наружу, и все человечество постигнет страшная метаморфоза. Тема предопределения привлекала Карпентера на протяжении многих лет. Два его последующих фильма из "трилогии Апокалипсиса" – "Князь тьмы" (1987) и "В пасти безумия" (1994) поднимают ту же тему: зло вечно, оно дремлет – во льдах ли или в старых храмах – но рано или поздно человечество с ним столкнется, и тогда… Фото: из открытых источников В 2011 году на свет появляется "Нечто" от режиссера Маттиса ван Хейникена. Это тот случай, когда картина одновременно выступает как приквел, и как ремейк. Сделана она с большой любовью к оригиналу: здесь нет кощунства, как во множестве "пародий" того же "Кошмара на улице Вязов", лишь мягкое и трепетное переиначивание сцен оригинала; в то же время картина рассказывает события, произошедшие перед событиями оригинального фильма. На смену "ковбою-пилоту" Курту Расселу на экранах появляется Мэри Элизабет Уинстэд, наследница ридлискоттовской Рипли; на смену медлительному желатиновому "нечто" – тварь быстрая и стремительная, хоть и созданная с помощью компьютерной графики, но реалистичная и внушающая ужас. "Нечто" 2011 года – это пример "хорошего" ремейка, не высасывающего из успешного оригинала все соки, выступая в качестве наследника и продолжателя. Каждому любителю хорроров стоит посмотреть обе картины – в каждой он найдет что-то свое. Но едино одно: обе работы мастерски раскрывают грани ужаса – ледяного, таинственного, неизведанного – того ужаса, что так долго скрывался вне человеческих глаз.