Евгений Шелякин: «Фильм «Хэппи Энд» весь без остатка посвящён проблемам немолодых людей»
Режиссёр одной из самых лучших российских комедий последнего десятилетия «Ч/Б» Евгений Шелякин рассказал о своей новой работе «Хэппи Энд», которая выйдет в широкий прокат уже 1 августа текущего года. Насколько было сложно работать с Константином Чармадовым. Удавалось ли уходить от жарких споров, если одна и та же сцена или даже сюжетный поворот вам виделись по-разному? Автор идеи и литературного сценария проекта «Сенафон» Константин Чармадов написал пронзительную историю. Но для ее киновоплощения предстояло еще изрядно потрудиться. Над сценарием фильма «Сенафон» (в прокате «Хэппи-энд») я работал не столько с Константином Чармадовым, сколько с Павлом Усачёвым. Это мой соавтор по предыдущему фильму: «Вечная жизнь Александра Христофорова». В течение почти года работы над сценарием мы с Пашей преследовали одну очень важную цель: чтобы эту историю можно было не только читать, но и смотреть. Учитывая автобиографичность сценария и трепетное к нему отношение Кости, мы старались не задеть ни один нерв в сложном организме истории. И в этих условиях нам удалось четче обозначить базовые конфликты, внести интригу, детективную составляющую и показать способ зарождения в душе главного героя огня жизнелюбия и надежды на лучшее, а также передать ощущение обретения им нового дома и семьи. Работа над картиной началась примерно через год после выхода «Тайского вояжа Степаныча» с Ильёй Олейниковым в главной роли. Смотрели ли вы этот фильм и оказал он какое-то влияние на производство «Хэппи-Энда»? Картина «Тайский вояж Степаныча» вышла в прокат в 2005 году. Работа над картиной «Хэппи-энд» началась примерно тринадцать лет спустя. Это чуть больше указанного вами одного года. При подготовке к съемам мы посмотрели практически все мировые фильмы и сериалы, хоть как-либо связанные с Таиландом, Вьетнамом, Камбоджей, Индией. Так делают все кинематографисты, если вам интересно. И именно «Тайский вояж Степаныча», упомянутый вами в вопросе, мы посмотрели за неделю до начала съемок вместе с исполнителем главной роли Ксенофонта – Михаилом Гомиашвили. Посмотрели не полностью. Потому, что, если вы сами смотрели «Тайский вояж Степаныча», то помните, что там показан Таиланд туристический, снятый в Паттайе – излюбленном месте российских туристов. А одной из наших целей было напротив, показать Таиланд подлинный, каким его не видело большинство бывавших там людей. Так что источником вдохновения для нас эта картина, увы, не стала. Насколько в картине было важно показать проблемы третьего возраста? Придало ли картине красок то, что он делался в копродукции со страной того региона, где рефлексии на тему третьего возраста наиболее обнажают нерв этой проблемы? Картина «Хэппи Энд» вся без остатка посвящена проблемам немолодых людей. Поэтому, да, показать эти проблемы для нас было важным условием. Само название «Хэппи-энд», по правилам драматургии, намекает на грустный конец. Рабочее – «Сенафон» – передаёт суть, но не продаётся – по крайней мере такие реалии нашего рынка. Как всё же пришли к «Хэппи-энду»? Вопрос дискуссионный. Что продается, а что намекает на грустный или какой-либо другой конец, доподлинно не знает никто. Тем более - мы с вами. Можно только предполагать. И разные люди по роду своей деятельности это и делают, опираясь на личный опыт и профессиональное чутьё. Именно так, в дискуссии и родилось название «Хэппи-энд».