Войти в почту

«Щит и меч» отечественного кинематографа: как снимали первую советскую киноэпопею о военных разведчиках

«Щит и меч» – символ органов госбезопасности СССР – дал название сначала роману, а затем и снятому по его мотивам сериалу о судьбе военных разведчиков. Оба произведения имели огромный успех у публики. Книга авторства Вадима Кожевникова вышла в 1965 году, а экранизация появилась тремя годами позже – режиссеру Владимиру Басову было поручено снять фильм по мотивам произведения к празднованию пятидесятилетия внешней разведки. Первая советская лента про разведчиков военных лет мгновенно стала культовой. Ее высоко оценили не только зрители за острый сюжет и отличный актерский состав, но и кинокритики – за отсутствие пафоса, штампов и карикатурных противников. Именно в этом фильме впервые было показано, что враг также обладает силой и умом и это, безусловно, заслуживает не меньшего уважения. К съемкам фильма приступили словно к подготовке секретной операции, о которых он сам и повествует: детально оттачивался сценарий, тщательно подбирались актеры и досконально изучались характеры и привычки реальных разведчиков. О том, как снимали «Щит и меч», читайте в нашем материале. Смотрите сериал «Щит и меч» в пятницу, 24 июля, в 20:20 на телеканале «МИР». Роман «Щит и меч» появился на свет не случайно: в середине 1960-ых мир был буквально помешан на теме ядерного противостояния США и СССР. Вот и массовая культура требовала созвучных времени произведений, героев, сюжетов. За дело взялся Вадим Кожевников: будучи главным редактором журнала «Знамя», писатель был знаком с представителями органов госбезопасности. Он был буквально одержим идеей написать роман о разведчиках, работавших в США под прикрытием, писатель даже провел несколько месяцев в Америке – изучал культуру, быт и уклад жизни западных оппонентов. В поисках заглавного образа того самого советского шпиона писатель обратился за помощью к знакомому генералу КГБ и тот устроил встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. Рассказывают, что Абель, прочитав первые несколько глав романа, категорически отверг предложение быть сопричастным к созданию этого произведения: он отказался не только консультировать автора, но и даже быть прототипом главного героя. По другой версии, идею с описанием американских операций забраковало руководство – мол, времена не те, политическая обстановка не позволяет. Вместо этого Кожевникову посоветовали обратить внимание на германский период. Как позже рассказывала его дочь, писатель взялся за «Щит и меч» без особого энтузиазма, ведь мечтал он совсем о другой книге. Тем не менее сбор данных предстоял серьезный, автор вновь обратился за помощью к товарищам, тут-то он и нашел разведчика-диверсанта Александра «Зорича» Святогорова. «Зорич» стал прототипом героя и консультантом сначала романа, а затем и фильма. Святогоров был блестящим представителем «щита и меча», он провел десятки успешных операций, но создателя романа в большей степени заинтересовало «немецкое» прошлое разведчика. В военные годы «Зорич» внедрился в немецкую разведшколу, завоевал доверие руководства, а затем добывал сведения о шпионах вермахта, которые работали в Советском Союзе. Так, благодаря Святогорову удалось составить список, а затем разоблачить засланных врагов. В ходе одной из таких операций удалось даже ликвидировать одного из крупных шефов СС. Такую судьбу повторил лирический герой романа, разведчик Александр Белов. Под именем Иоганна Вайса он в 1940 году репатриировался в Германию, а затем поступил там на службу. Владимира Басова считали «быстрым» режиссером, в том числе поэтому ему доверили съемки фильма. Ленту планировали выпустить в прокат в декабре 1967 года. Однако задача была провалена: картину не удалось закончить к юбилею спецслужб (в 1967 году КГБ отмечало 50 лет с даты создания), первые две серии вышли лишь в августе 1968-го, а еще две следом в сентябре. Режиссера ругали, угрожали, множество раз вызывали к начальству и обещали снять ленту с производства и сделать выговор съемочной группе. Басов оправдывался как мог – закончить картину в срок было невозможно из-за бюрократических проволочек и заминок в творческом процессе, ускорить съемки он никак не мог. Более того, режиссеру не хотелось торопиться и «халтурить», что было бы неизбежно при быстром темпе работы. В итоге Басов остался в выигрыше: когда «Щит и меч» наконец появился на экранах, он быстро завоевал сердца зрителей и позже занял восьмое место в списке лидеров за всю историю советского кинопроката. Стоит отметить, что Басов и Кожевников – а они вместе работали над сценарием – изначально понимали, что сделать все быстро и при том качественно не получится. Более того, они переживали, что их замысел вообще провалится. Они планировали подготовить серьезное правдивое произведение о разведчиках: вдумчиво прописать персонажей, обратить внимание на сильные стороны противников. Предполагалось изобразить умных образованных немцев из Абвера, а ведь в то время таких не было принято показывать в советском кино. Оба опасались, что после многочисленных правок их труд превратится в очередной героический фильм о превосходстве «красных» над недогадливыми фашистами. К удовольствию обоих, правок не последовало. «Мосфильм» распорядился немедленно приступить к съемкам. Однако еще до начала работы Басову было необходимо вживую встретиться в ветеранами-разведчиками. Несмотря на наличие рядом Кожевникова, режиссер постарался сформировать собственное представление и образ главного героя. Так, Владимир Басов решил наделить героя чертами не только Святогорова, как было в романе, а, скорее, сделать образ собирательным: свой вклад в характер Белова внесли Рудольф Абель, Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Иван Кудря. Более того, перед режиссером поставили задачу рассказать зрителям о подвиге неизвестных советских разведчиков: об их существовании знали, но много не говорили. Сценарии операций не были широко известны, соответственно, и имен выдающихся чекистов никто не знал. Другой важной задачей было не переборщить и не переврать. Дело в том, что у кинематографистов того времени было довольно размытое представление о том, как должен выглядеть настоящий разведчик. Главный герой ни в коем случае не должен был выглядеть слишком примечательно и уж тем более мужественно. Тогда Басов присмотрелся к Станиславу Любшину – он был наиболее похож на шпиона-интеллектуала с навыками психолога. Более того, актер должен был легко перевоплощаться из Белова в Вайса и обратно. Однако Госкино кандидатуру Любшина отклонило – он им показался слишком невзрачным. Но ветеранам-разведчикам, а особенно Святогорову, удалось убедить комиссию, что как раз такие неприметные люди и становились шпионами. Неброский и без особых примет, словно настоящий разведчик, Любшин понравился «Зоричу», и его оставили на роли Белова. Сам актер был несказанно рад такому назначению. Но дело не столько в карьерных амбициях, сколько в мечте детства: Любшин с раннего возраста мечтал стать разведчиком и в восемь лет даже сбежал на фронт. Рассказывают, что мальчика поймали, и, будучи сильно расстроенным, он написал письмо Лаврентию Берии. Его даже пригласили в НКВД, где посоветовали выбрать другую профессию. Следующее актерское приобретение Басов неожиданно сделал во Львове. Уже пора было начинать съемки, но режиссер никак не мог подобрать актера на роль Генриха Шварцкопфа. Очень уж ему хотелось, чтобы этого персонажа играл кто-то особенный, похожий на молодого арийца. Но у съемочной группы не было даже запасного варианта. И вот однажды Басов с коллегами оказывается в ресторане при гостинице и встречает идеального кандидата. Ему даже подумалось, что молодой человек является физиком или филологом – ведь актеров с такими лицами не бывает. Басов, однако, рискнул обратиться к мужчине и с удивлением обнаружил, что он актер, гастролирующий со своим театром. Того молодого человека звали Олег Янковский, и роль в фильме «Щит и меч» стала его первой работой в кино, а сразу после премьеры он перешел в категорию популярных актеров. Не менее тщательно создатели подошли к выбору места съемок. Действие происходило в Польше, Калининграде и ГДР. В Берлине в то время как раз сносили старые здания – они то и стали натуральными декорациями к шпионскому фильму. Снятый на настоящих немецких развалинах фильм получился очень реалистичным. Разбитые набережные и снесенные дома точно передавали атмосферу разрухи. Однажды актеры Любшин и Янковский в перерыве между съемками зашли в немецкую закусочную. Оба были в офицерской форме и местные приняли их за генералов, даже встали для приветствия. Актеры были очень разочарованы таким отношением и ушли с испорченным настроением. Как и задумывали Басов с Кожевниковым, картина получилась очень правдивой. В фильме «Щит и меч» впервые в истории советского кинематографа звучали немецкие марши, песни и государственный гимн ГДР. Советские граждане впервые почувствовали, что в войне победили не просто воинственных фашистов, а сильную нацию и могущественную страну, военных высочайшего уровня.

«Щит и меч» отечественного кинематографа: как снимали первую советскую киноэпопею о военных разведчиках
© Мир24