Пять российских кинематографистов получили приглашение стать участниками Американской академии кинематографических искусств и наук 

Пять российских кинематографистов получили приглашение стать участниками Американской академии кинематографических искусств и наук
Фото: Вечерняя Москва
1 августа в Москве снова откроются кинотеатры. С этой даты начнут свой отсчет очередные премьеры, и уже в середине месяца зрители смогут увидеть ленту, которую многие прочат в фавориты оскаровской гонки — фильм «Довод». Сегодня мы расскажем о том, как российские картины попадают на суд киноакадемиков и кто из отечественных режиссеров может претендовать на высокую награду.
Пять российских кинематографистов получили приглашение стать участниками Американской академии кинематографических искусств и наук, которая вручает .
Режиссеры-документалисты и , специалист по визуальным эффектам Дмитрий Токояков, режиссер монтажа Игорь Литонинский и звукорежиссер Павел Дореули — в этом году они приглашены стать оскаровскими киноакадемиками. Новых участников из самых разных уголков мира организация принимает каждый год. Сейчас в ее состав входят свыше девяти тысяч профессионалов самых разных киноспециальностей.
Найти свой путь
В 2020-м академия отправила 819 приглашений, включая 75 номинантов на «Оскар» и 15 победителей. Кстати, это один из способов попасть в киноакадемию. Другой — подать заявку, которую будет рассматривать комитет.
По этому пути шел специалист по визуальным эффектам Дмитрий Токояков.
— Процесс начался еще весной, когда отборочный комитет предложил мне войти в число киноакадемиков. Для этого нужно было получить рекомендации от уже действующих членов, — говорит Дмитрий. — Так как я работал над проектами американскими, мне это удалось. И дальше целая комиссия рассматривает кандидатуры.
Членство в киноакадемии позволяет участникам голосовать за претендентов на разные премии, ведь это не только «Оскар», но и его студенческий вариант.
— Сейчас, например, я отсматриваю короткометражки, сделанные выпускниками киношкол, — рассказывает специалист по визуальным эффектам, — и по ним принимаю участие в голосовании.
Конечно же, это дает еще и громкий почетный статус, доступ к общению с закрытым кругом членов академии, возможность участвовать в обучающих проектах.
— Американская киноакадемия — это главная мировая организация, в которую только можно попасть, — отмечает Токояков. — И для человека, работающего в кино, это, наверное, одно из самых больших достижений, которые только возможны. Выше — лишь получить саму премию «Оскар».
По словам Токоякова, в детстве он даже не мечтал о том, что, когда вырастет, станет киноакадемиком, хотя жизнь сложилась так, что он работал над пятью фильмами, которые были номинированы на эту премию. Среди таких проектов — фильм , который был номинирован в категории «Лучшие визуальные эффекты».
— Как правило, там побеждает фильм с новым уровнем графики, — поясняет художник. — Например, в «Выжившем» был сделан очень сложный медведь, который нападает на героя Ди Каприо. Правда, эту часть не мы делали, но приятно быть причастным к ленте, которая выступала главным кандидатом на «Оскар» в профильной номинации. Потому что такое животное, с такой детализацией и сложностью, до этого никто не делал. Но тогда награду присудили фильму , про девушку-робота, где все, кроме лица актрисы, было сделано с помощью спецэффектов. Дмитрий Токояков работал во множестве российских и зарубежных проектов самой разной направленности. Он участвовал в создании графики к фильмам , работал над лентами и , картинойкатастрофой . Он объяснил, чем отличается работа над спецэффектами в авторском и в массовом кино.
— Обычно, если это блокбастер — там задачи более понятные: сделать взрыв, разрушение здания, летящий самолет и тому подобное. И для большей части подобного есть другие фильмы, которыми можно вдохновиться, учесть нюансы, — рассказывает Дмитрий. — В авторском кино чаще всего задачи незаметные и творчески сложные — нужно сделать некую зловещую тень, которая не является тенью человека, но мы должны понимать, что это тень маньяка. И приходится раздумывать над тем, как понять режиссера. Хотя технически это может быть не так сложно, но с творческой точки зрения требует осмысления. Также, как правило, режиссеры таких фильмов не очень часто работают с графикой и объясняются в своих терминах, и нужно практически залезть к ним в голову, чтобы разобраться, что имелось в виду. С другой стороны, фильмы Андрея Звягинцева, в которых я принимал участие, — я больше всего ими горжусь, потому что считаю, что именно такие фильмы останутся в истории.
Полезный статус
Подтвердить мнение Токоякова смогут разве что время и жизнь, то есть именно то, что фиксируют в своих киноработах режиссеры-документалисты, один из которых — Виталий Манский — также получил в этом году приглашение стать членом Американской
— С одной стороны, это предложение стало для меня полной неожиданностью, потому что я ничего не знал о тех процедурах, которые происходили в академии, — рассказывает Виталий Манский. — С другой — у меня дважды были номинированы картины на «Оскар», поэтому это логично. И, конечно, приятно, когда из огромного количества кинематографистов со всего мира на тебе акцентирует внимание самая престижная киноакадемия.
Что касается участия в работе академии, то Виталий Манский понимает, что это потребует просмотра некоего дополнительного количества фильмов, но он посещает в течение года основные мировые фестивали и надеется, что это не отнимет много времени. Однако это дает новый статус.
— Я обратил внимание на то, что недавно в одной из публикаций меня представили как режиссера документального кино и члена Американской киноакадемии, — говорит режиссер. — То есть для людей это мое звание оказалось более важным, чем то, что я президент фестиваля «Артдокфест» или академик российской академии «Ника», украинской «Золотая Дзыга» и академик ТЭФИ…
Поэтому, думаю, это звание будет мне помогать, возможно, для более правильной идентификации меня в мировом сообществе, где не все обязаны знать, кто я такой. Также участие в киноакадемиях в целом дает разные бонусы вроде приглашений на различные встречи и мероприятия, а еще — удобный доступ к просмотру фильмов.
— Я ортодоксальный противник пиратства, поэтому не смотрю фильмы, когда их выкладывают на пиратские ресурсы или в соцсети, — рассказывает режиссер. — Но я знаю, что раз в год, как член российской киноакадемии, я получу список ссылок, а раньше это были диски, на самое лучшее российское кино. И я всегда выделяю неделю — дней десять своего свободного времени и отсматриваю сразу весь поток российского кино. Это очень полезно.
Сложный выбор
Для массового зрителя «Оскар» — в основном премия игрового полнометражного кино, его артистов и режиссеров. На самом деле там более 20 самых разных номинаций. Виталий Манский рассказал о том, что интересно там в документальном кино.
— Безусловно, я слежу за премией «Оскар» в этой номинации и даже не всегда согласен с выбором академиков, — отмечает Виталий Манский. — Часто они впадают в крайности, от совсем американского телевизионного документального кино, в народе прозванного «говорящими головами», без каких-то серьезных креативных решений, либо, наоборот, там чаша весов склоняется над очень визуально яркими, но не столь глубоко погруженными в конфликт историями.
Посередине же, между этими двумя крайностями, очень часто «Оскар» получают яркие по-настоящему ленты. И в свое время прорывная революционная картина «Кояанискатси» получила документальный «Оскар». Отметим, что в обход всего можно заявить фильм, который победил на одном из ассоциированных оскаровских фестивалей.
СПРАВКА
Премия «Оскар», задуманная главой американской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Бартом Майером в 1929 году для поощрения деятелей кино Америки, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире.
Читайте также: Актер : Есть роли, ради которых хочется рисковать
Видео дня. Сцены из триллеров, которые обожают зрители
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео