Войти в почту

СРЫВ «ОПЕРАЦИИ «Ы»: почему хотели запретить знаменитую картину

СРЫВ «ОПЕРАЦИИ «Ы»: почему хотели запретить знаменитую картинуМежду прочим, изначально главного героя легендарной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которой на днях исполнилось 55 лет, звали Владиком Арьковым. Но строгие цензоры с «Мосфильма» усмотрели в этом намёк на вождя мирового пролетариата. «Владик – значит Владлен, Владлен – значит Владимир Ленин, а это нельзя», – провозгласили они. И Владик спешно стал Шуриком. Гайдай на Шурика не похож Об этом в своё время нам рассказал один из главных создателей киношедевра, сценарист Яков Костюховский. Он же поведал и немало других любопытных подробностей из истории рождения всенародно любимой комедии. – Сценарий этой комедии я со своим соавтором Слободским написал задолго до того как начались съёмки, – рассказывал нам Яков Аронович. – Он назывался сначала «Несерьёзные истории». Его принял в свою киномастерскую Иван Александрович Пырьев, который и свёл нас с Гайдаем. Нам он сказал, что это наш режиссёр, а ему – что «это твои авторы». Сначала было только две новеллы, потом дописали третью. Причём Гайдай, по словам Костюховского, работал вместе с ними и принял в создании сценария самое непосредственное участие. При этом Яков Аронович опроверг упорные слухи о том, что Гайдай искал актёра, похожего на него, поскольку видел в герое себя самого. – Это абсолютная ерунда, – уверен Яков Аронович, – потому что трудно найти более непохожих людей, чем Леонид Гайдай и наш герой. Это всё досужие вымыслы. Но как версия они имеют право на существование. По мнению Якова Костюховского, Гайдай не походил на Шурика ни по темпераменту, ни по характеру, ни по менталитету. – С одной стороны, Шурик – юный человек, честный и порядочный, но только начинающий жить, с другой – Гайдай, уже зрелый мужчина (ему тогда было 40 лет), прошедший войну, был тяжело контужен. Это наложило отпечаток на его характер. Гайдай никогда не был наивным и мягким, каким принято его изображать. Он был замечательный артист, и он мог сыграть наив­ность. Но это не было его характером. Наш Шурик простодушен. Никакого простодушия в Гайдае не было. Петросян не стал Шуриком Актёра на роль Шурика искали долго. Пробовались Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев и ещё несколько известных актёров. Велись переговоры об участии в съёмках даже с Андреем Мироновым. В архивах хранится даже проба молодого Евгения Петросяна. Когда Гайдай уже был близок к отчаянию, кто-то из съёмочной группы посоветовал ему посмотреть ленинградского актёра Александра Демьяненко. «Он же вылитый Владик», – убеждали режиссёра. Гайдай и сам так решил, увидев Демьяненко. Там же, в Питере, он нашёл и актёра на роль Верзилы. Михаила Пуговкина, которого он пробовал поначалу, забраковал Иван Пырьев. Он объявил, что для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится. В итоге Верзилу сыграл Алексей Смирнов. На роль экранной подруги Шурика пробовалось несколько актрис. Гайдай остановил свой выбор на Наталье Селезнёвой. Когда актриса пришла к нему на пробы, он вместо того чтобы прямо попросить её раздеться (в сценарии была сцена, где героиня остаётся в купальнике), с сомнением протянул: «Нам нравится, как вы играете, только вот ваша, боюсь, небезупречная фигура нам может не подойти». По признанию самой Натальи Селезнёвой, это её страшно задело, и она мигом сняла с себя платье, гордо оставшись в одном купальнике (благо с утра собиралась ехать загорать). После чего Гайдай с улыбкой объявил, что она утверждена на роль. Купальник же, в котором Селезнёва должна была появиться в кадре, подбирали очень долго. Кто-то из костюмеров даже возмутился – не всё ли равно, в чём она будет. На что Гайдай ответил: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливей, чем Фаина Раневская». В жизни Наталья Селезнёва была на 10 сантиметров выше Демьяненко. Но это обстоятельство не смутило Гайдая, и на съёмках совместных сцен Шурика ставили на табуреточку, чтобы в кадре он с партнёршей был одного роста. Александр Демьяненко позже признавался, что роль Шурика далась ему легко, потому что они с героем во многом очень похожи. А вот с взаимопониманием между актёрами на съёмочной площадке оказалось гораздо хуже. С Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю, Демьяненко избегал общения, считая его человеком завистливым и капризным. С Моргуновым он тоже старался пореже встречаться из-за его сложного характера. С Никулиным и Вициным контакта не получилось, потому что они были гораздо старше Демьяненко и у них были другие интересы и другой взгляд на актёрство. «Не надо, Федя, не надо…» Как ни трудно себе это представить, но пробивалась картина тяжело. – Было очень много придирок. Трудно было даже предположить, к чему придерётся начальство, – вспоминал Костюховский. Большинство придирок и в самом деле были просто нелепыми. Авторов обвиняли в том, что они издеваются над милицией (потому что Басов якобы играет милиционера-идиота), что они оскорбляют строителей, потому что в первой новелле на стройке показан полный бедлам. – Хотя этот бедлам действительно был, – вспоминал Яков Аронович, – не надо было ничего специально создавать. Когда в Москве была плохая погода, мы снимали сцену на стройке в Одессе. И там царил точно такой же бедлам, как и у нас в сцене. Ничего не надо было переделывать. Некоторые обвинения доходили просто до абсурда. Так, в сцене, где Верзила скачет в образе африканца, цензоры усмотрели издевательство над народами Центральной Африки. А в сцене, где Шурик розгами порет Верзилу и приговаривает: «Надо, Федя, надо», – издевательство над правителем Кубы. Оказалась, что в Кремле в то время Федей называли Фиделя Кастро. – Но мы-то об этом, разумеется, даже понятия не имели, – объясняет Костюховский. Серьёзным аргументом против картины было и то, что она показывает, как доблестная милиция не может ничего поделать с преступниками, а бабуся с ними легко расправляется. Мышка, которая нанюхалась хлороформа и протянула лапки, была признана неэстетичной и подлежала изгнанию из картины. Но авторам удалось отстоять и животное, и ряд других более значимых сцен комедии. Премьера «Операции «Ы» состоялась 16 августа 1965 года. И в первые же недели проката картина сделала фантастические сборы, оставив позади чехословацкого «Лимонадного Джо» и «В компании Макса Линдера», которые вышли на экраны в это же время. В итоге за год «Операцию» посмотрели 69 миллионов 600 тысяч зрителей. Ни одна картина тех лет, включая и комедии, не знала такого успеха. С годами «Операция» этот успех не только сохранила, но и приумножила. И можно не сомневаться, что и ещё 55 лет спустя она по-прежнему будет оставаться одной из самых любимых народом комедий.

СРЫВ «ОПЕРАЦИИ «Ы»: почему хотели запретить знаменитую картину
© Нижегородская правда