Le Point (Франция): пытки работают, говорит Голливуд
Персонаж держит другого за воротник над покрытой льдом рекой и угрожает утопить его, если он не расскажет то, что нужно. Это сцена из вышедшего в 2016 году детского фильма Disney «Зверополис», который год спустя стал лауреатом премии «Оскар». И хотя оба персонажа являются антропоморфными белым медведем и лаской, речь все равно идет о сцене пыток. Два американских специалиста Кейси Делеханти и Эрин Кирнс взяли этот фильм в качестве примера того, как современный кинематограф описывает и, наверное, даже превозносит пытки. «В мультфильме эта сцена может показаться безобидным сценарным приемом для продвижения действия. Как бы то ни было, она играет еще две роли: указывает на эффективность пыток в получении информации и представляет такое насилие как нечто нормальное, что может подготовить юную аудиторию к более мрачным описаниям пыток, зачастую с людьми, по мере того, как она начинает больше потреблять предназначенный для взрослых контент», — пишут эти специалисты по криминологии и политическому насилию в недавно выложенной в сети работе «Подождите, в „Зверополисе" есть пытки? Анализ изобилия насилия в популярных фильмах» (Wait, There's Torture in Zootopia? Examining the Prevalence of Torture in Popular Movies). Отталкиваясь от того, что основным источником ознакомления американцев с пытками является популярная культура (в частности фильмы и телесериалы), специалисты рассматривают возможность того, что кино делает пытки приемлемыми для части из них. По данным обнародованного в январе 2017 года опроса Pew Research Center, 48% американцев считают пытки допустимыми в определенных ситуациях, хотя они и запрещены по конституции. 49% придерживаются противоположного мнения. Для проверки этой гипотезы специалисты взяли 200 фильмов, по 20 самых популярных картин на североамериканском рынке за каждый год с 2008 по 2017-й. Они искали в них сцены пыток, то есть насилия в отношении другого человека, который не может избежать этого и сам в тот момент не представляет угрозы. Всего их было 284: в трех фильмах из пяти (59,5%) содержалась хотя бы одна такая сцена, а почти в каждом третьем (30,5%) их было несколько. В некоторых картинах, в частности в «Джанго освобожденном», «Темном рыцаре», «Прочь» и «Пробуждении силы», их было около десяти и даже больше. Множество пыток Но о каких типах пыток идет речь? Специалисты проводят черту между инструментальными (с целью «выбить» информацию — 73% всех выявленных случаев) и карательными пытками, физическими и психологическими, пытками от рук героев и антагонистов. Они также составили статистику по характеристикам (цвет кожи, пол) мучителя и жертвы. В результате они отмечают, что инструментальные пытки чаще применяются героями, а карательные — антагонистами, которым также чаще свойственно пытать женщин. Кроме того, герои нередко идут на это для предотвращения нависшей угрозы (например, теракта), и пытки становятся в такой ситуации самым эффективным методом. Другими словами, пытки хорошо работают в фильмах и могут быть оправданы, особенно если «хорошие парни» получают с их помощью информацию для борьбы с опасностью. Некоторые специалисты называют это «сценарием тикающей бомбы», который нередко используется в кино для введения и оправдания сцен пыток. Отметим, что в реальной жизни широкой аудитории свойственно оправдывать пытки тоже именно в таком сценарии. Протесты Это видно, например, по оказавшемуся вне выборки авторов статьи фильму «Цель номер один» (2012) Кэтрин Бигелоу об охоте на Бин Ладена. Он вызвал протесты нескольких сенаторов от Демократической и Республиканской партии, в том числе бывшего кандидата в президенты Джона Маккейна, который назвал ложью утверждение о том, что пытки подозреваемых в участии в терактах 11 сентября позволили получить важнейшие сведения. «Мы отмечаем, что сопровождающий пытки посыл является достаточно однонаправленным, что может существенно повлиять на восприятие пыток широкой аудиторией», — отмечает Кирнс в сопровождавшем публикацию исследования пресс-релизе. Тем не менее они с коллегой отмечают, что их работа касается лишь содержания этого посыла о пытках в фильмах, а не того, как все воспринимается зрителями, у которых может быть свое мнение на этот счет. В 2018 году Кирнс с коллегой Джозефом Янгом показали студентам сцены из знаменитого сериала «24 часа» (допрос без пыток, эффективные пытки, неэффективные пытки). После этого они установили, что группа, которая видела «эффективные» пытки, впоследствии стала чуть лучше принимать их применение. Как бы то ни было, результат едва ли можно назвать существенным в статистическом плане, а в самой группе даже возник порыв подписывать петиции… против пыток. Это подтверждает, что киноиндустрия не промывает зрителям мозги, а лишь проявляет уже так или иначе сформировавшиеся мнения.