Константин Телегин: "Новосибирск держит театральную планку на достойном уровне"
Константин, в первую очередь, хочется узнать, как вы живете без театра. Принято считать, что актеры работают с раннего утра и до поздней ночи. Сейчас же такой загруженности нет. Как это состояние отразилось на вас? Может быть, за время пандемии вы осознали, что вполне можно жить и без театра? Начиная с апреля, мы уже не играли, а в июне начали репетировать по Zoom-у. Я репетировал со студентами-выпускниками 4-го курса тоже по Zoom-у. Вообще, я все это время работал, практически не переставая: готовился к преподавательской деятельности, читал разных театральных педагогов, но не играл, конечно. Мне на пользу пошел этот перерыв, потому что, выступая в театре каждый вечер, все-таки очень устаешь, утомляет это. Такой большой перерыв артистам пойдет только на пользу. У нас так же репетировал в Zoom-е режиссер Митя Егоров, он будет выпускать спектакль на большой сцене, и вот сегодня в 6 часов вечера репетиция в театре. Театр "Красный факел". Фото: oteatre.info Расскажите поподробнее о вашей преподавательской деятельности. В этом году вы набираете курс заочников. Почему у вас возникла такая идея? Это желание поделиться своими накопленными знаниями, профессиональная зрелость? Пожалуй, и то, и другое. Пока я исполнял обязанности арт-директора кафе, то сделал спектакль по рассказам Шукшина. Он так понравился нашим руководителям, что они предложили мне этот спектакль сделать полноценным и вывести его на малую сцену. Он сейчас идет на малой сцене с нашими молодыми актерами. И вот, общаясь с ними, я как-то понял, что мне интересно с молодежью, передавать им опыт и знания, которые так или иначе накопились в процессе работы в театре. И тут же мне институт предложил набрать свой курс. Может быть, так совпало, но, я думаю, они видели этот спектакль в институте, слышали о нем, о том, как мы работали, и предложили мне попробовать себя в качестве педагога. Я согласился. Как арт-директор театрального кафе, которое первым в Новосибирске стало принимать зрителей во время карантина, вы считаете возможным развитие в нашем городе подобных пространств, которые бы стирали границы между зрителем и актером? Они все время возникают, они всегда есть. "Бродячая собака" существует уже очень давно, в ней играют наши актеры – арт-студия "Ха!Мы!". Происходят попытки читок, эскизов. Популярны стали лофты, в которых очень много любительских антрепризных коллективов. Я пятнадцать лет назад приехал из Барнаула, где учился и потом работал три года, мне есть с чем сравнить. И вообще, мы ездим на гастроли, знакомимся с театральной жизнью Сибири, ее провинций, так что хочу сказать, что Новосибирск – довольно театральный интересный молодой город, готовый к творческим экспериментам. Константин Телегин в фильме "Левиафан". Фото: NonStop Production. По официальным данным, в 2018 году россияне установили рекорд по посещениям театров. За год театры посетили 40 миллионов человек, таких высоких показателей не было даже в советское время, когда численность населения страны была существенно больше. Почему у современных россиян растет тяга к театру, несмотря на то, что нам постоянно говорят об обеднении культуры, превалировании коммерции? Я не очень верю в чиновничью статистику. Я думаю, что много зрителей пришло, потому что был Год театра, который был распиарен чиновниками, чтобы поставить какие-то рекорды. Театр разные времена переживал, ему более тысячи лет – он переживет еще не такие времена. Это особый вид общения, живой контакт, который нельзя сравнить ни с кино, ни с каким другим, поэтому он будет жить долго и, я думаю, никуда не денется. Зрители приходят не для того, чтобы узнать какую-то историю или детектив посмотреть. Как правило, в театре идут одни и те же пьесы: все знают, что три сестры в Москву не уедут, и Отелло задушит в итоге Дездемону. В театр люди приходят, чтобы понять, как тот или иной художник – автор, режиссер или актер – интерпретирует тот или другой материал, учитывая текущий момент истории, согласует его со своим мироощущением. Чем сложнее времена, тем, как показывает практика, благодатней искусство. В советские времена или в XIX веке, во времена жесткой цензуры, театр был всегда на высоте, был местом важного философского, гражданского высказывания. Чем больше гнета, неприятия и ограничений, тем изворотливей ум художника. Я замечаю, что в последнее время происходит какой-то разлад: эти истории с Ефремовым, с творческой интеллигенций; у нас была история с Тимофеем Кулябиным, который поставил спектакль в Оперном театре – буча, времена не самые лучшие. Но опять же, хочу сказать, что для художника это неплохо. Чем больше сложностей, тем интересней им искать способы и ходы достучаться до зрительского сердца. Говоря о новых способах, не могу не заметить, что сейчас стали популярны онлайн-спектакли. Возможно ли театр перенести на экран смартфона? Много есть интересного (Лапенко, например). Но театра это не заменит. В театре главное – энергетика, которая идет от артиста и режиссера к зрителю. Кино, допустим, имеет другую энергетику: там другие законы взаимодействия со зрителем. Константин Телегин в фильме "Пессимист". Фото: Афиша.ru И все-таки, можно ли назвать различные приложения, созданные для онлайн-просмотра спектаклей, – театром, или для них нужна иная формулировка? Конечно, нельзя, это временно. Театры должны сейчас выживать, а актеры должны быть в форме. Как музыкант, танцор, как амбушюр у трубача или голос у певца, должны быть всегда в тонусе. Артист должен иметь возможность играть, встречаться со зрителем, ведь его инструмент – это его душа. Не стремится ли "Красный факел" создать онлайн-спектакль или виртуальную встречу со зрителями? У нас организовывались какие-то встречи, беседы. Но, мне кажется, это не имеет смысла: все бросились туда от безрыбья, от нечего делать, чтобы хоть как-то о себе напомнить. Как только будет возможность вернуться в зрительный зал, в этих посиделках не будет необходимости. Константин Телегин. Фото: gorodskoyportal.ru В арт-кафе проходят "Ужины с Пушкиным", где вы читаете повесть "Метель". Прочитав другие интервью с вами, я подумала, что это во многом знаковая для вас повесть: тема судьбы там имеет большое значение. Ведь вы и сами в институт поступали не намеренно, и в Новосибирск переехали по счастливому стечению обстоятельств. В вашей жизни судьба занимает важное место, или же человек должен постоянно бороться, что-то доказывать, надеясь только на собственные силы? Часто так бывает, что человек что-то напланирует, а судьба только посмеется. Желательно искренне делать то, что тебе нравится, и тогда это даст результаты и коммерческие, и финансовые, и карьерные. Вот и все. На бога надейся, а сам не плошай. Я стараюсь философски относиться к таким вещам. Но в судьбу я верю. Несомненно, что судьба твоя мудрее. Тебе кажется, что тебе это не нужно, но проходит время, и ты понимаешь, что именно так это и должно было быть. Поэтому мне "Метель" близка, там как раз идея о том, что судьба играет человеком. Кажется такая трагедия, потеря любимого, смерть... Она похоронила себя как женщина. Оказывается, что необходимо было прожить именно эту судьбу, чтобы обрести счастье. В общем, все будет не так, как мы хотим, а так как нужно и лучше. Маленький блиц-опрос. Последняя книга, которая вас поразила? Лет 20 назад меня поразила книга Маркеса "100 лет одиночества". Вот я ее время от времени перечитываю, это, пожалуй, моя самая большая любовь. Там тоже мистика, судьба, там тоже все происходит по воле каких-то сил, в руках которых человек – инструмент. Главное же делать, что тебе нравится. Дон Кихот или Гамлет? Пожалуй, Дон Кихот. Может, потому что я сам человек рефлексирующий, и я не люблю в себе эти качества, поэтому – вот такая чистота и ясность, которая мне больше притягательна. Но в жизни, как правило, наоборот. Звягинцев или Кустурица? Вообще сложный выбор! Я бесконечно люблю фильм Кустрицы "Жизнь как чудо", пересматриваю всякий раз, когда мне тяжело. Но со Звягинцевым мне посчастливилось общаться на съемочной площадке, посмотреть, как он работает, он для меня как учитель. Советское кино или русское? Советское! Я вообще не молодой человек… Фото: соцсети Я как бы молодой, но все равно выбрала бы советское! Роль вашей мечты, или, может, она уже сыграна? На самом деле, важнее коллектив, с которым ты работаешь, режиссер, который ставит спектакль, и уже далее идет материал, роль. Можно в небольшой роли выразиться, сыграть ее с удовольствием, а можно с большой ролью Гамлета или Макбета мучиться – вот мечтал-мечтал всю жизнь. Мне, кстати, посчастливилось играть и того и другого, но это не есть основная моя мечта. У меня есть мечта поработать с Бутусовым или Козловым. Если мне Бутусов или Богомолов предложит сыграть небольшую роль, а какой-то менее известный режиссер – большую роль, которую я хочу сыграть, то я, конечно, выберу первый вариант.