Интерактивные фильмы: Выбор или иллюзия?
Чтобы разобраться в этом вопросе, достаточно посмотреть 5 фильмов, с которыми ТвойБро знакомит вас в новой подборке. Проблема в том, что сделать это не так просто, потому как специфика интерактивного кино предполагает непосредственное влияние зрителя на ход событий в фильме, а потому конечное впечатление может напрямую зависеть от того, где и с каким техническим оснащением вы смотрите фильм: дома перед телевизором или на специальном сеансе с необходимым оборудованием. Мы не берёмся описывать все плюсы и минусы этого формата, не будем давать прогнозов о влиянии на будущие тенденции. Мы лишь проведём краткий обзор интерактивных фильмов для общего ознакомления, а выводы предоставим делать нашим читателям. , «Человек и его дом» («Člověk a jeho dům»), реж. Радуш Чинчера, Ян Рогач, Владимир Свитачек, 1967 г. , Первым в истории интерактивным фильмом считается чехословацкая картина режиссера Радуша Чинчеры (работал в соавторстве), выпущенная ещё в 1967 году, – «Человек и его дом». На исходе местной «новой волны» этот фильм стал радикальным экспериментом с ярко выраженным социальным посылом. Для него даже был сооружён специальный кинотеатр со встроенными в кресла пультами для голосования. Действие фильма останавливалось девять раз, чтобы зрители с помощью пультов определяли один из двух вариантов дальнейшего развития событий. Исходя из выбора большинства, воспроизведение продолжалось до следующего поворотного пункта. На показе должен был присутствовать ведущий или сам режиссёр, поясняющий зрителям суть выбора, а также подготовленный киномеханик. Кстати, спецназвание для этого фильма – «Киноавтомат». Вся ирония заключалась в том, что какой бы выбор ни делали зрители, в финале картины был лишь один возможный исход – сцена горящего дома главного героя. Это входило в замысел создателей: фильм оказался провокационной сатирой на демократию, с иллюзорностью выбора и мнимым правом голоса, вследствие чего был запрещён правящей Коммунистической партией Чехословакии. А сама технология, привлёкшая на тот момент внимание голливудских студий, не смогла выйти за рамки государства и не получила дальнейшего распространения. Спустя десятилетия после первоначального показа фильм транслировался по чешскому телевидению, причём два ролика были разделены по двум разным каналам, раскрывая секрет ограниченной интерактивности. Режиссёр Радуш Чинчера позже признавал это «полной катастрофой»., «Ночная игра» («Late shift»), реж. Тобиас Вебер, 2016 г., , После чехословацкого эксперимента об интерактивности в кино постепенно забыли, но чуть позже этот принцип оказал колоссальное влияние на активно развивающуюся игровую индустрию (технология Full Motion Video). Кинематограф начал рождать новые эксперименты в этой области лишь в XXI веке, когда технические инновации дали богатую почву для новых приспособлений. Одним из таких экспериментов стала «Ночная игра» Тобиаса Вебера - швейцарско-британский триллер о молодом человеке, работающем на автостоянке. Полнометражный полуторачасовой фильм был создан по принципу «Всё решаешь только ты!». В кинотеатре зрители сами выбирали развитие сюжета с помощью мобильного приложения Ctrlmovie: события фильма развивались в соответствии с большинством отданных голосов, причём на принятие решения отводилось не более десяти секунд, что не позволяло истории затягиваться, а зрителю — заскучать. Всего картина имеет семь финалов, но только один – счастливый для героя. Эти факторы, конечно, способствуют нарастающему напряжению в течение фильма, но его качественное исполнение остается на уровне среднего триллера с закрученным сюжетом. Тем не менее, этот эксперимент в сфере нового интерактивного кино большинство критиков признали удачным. Фильм и сейчас доступен для скачивания в игровых онлайн-сервисах Steam, PlayStation Store и Microsoft Store. При домашнем просмотре решать судьбу героев фильма будете действительно только вы. Разрушает ли это магию кино? Да, возможно, но и даёт беспрецедентный опыт, который раньше был недоступен. , «Мозаика» («Mosaic»), реж. Стивен Содерберг, 2018 г., В 2018 году на канале HBO вышел интерактивный кинопроект от режиссёра-экспериментатора Стивена Содерберга, главную роль в котором сыграла Шэрон Стоун. Кроме шестисерийного мини-сериала для телевидения было выпущено специальное интерактивное приложение для смартфонов, где зритель может выбирать не только варианты развития событий, но и то, от чьего лица ему наблюдать действие. Также в этом приложении могут возникать дополнительные сюжетные вставки, флешбеки, которые могут помочь ходу расследования (сериал сделан в детективном жанре). Зритель может почувствовать себя внутри событий и стать их полноправным участником. Содерберг, обещавший уйти с головой в ТВ-отрасль, и там продолжает внедрять инновационные подходы. Форма интерактива позволяет по-новому обыграть устоявшиеся детективные клише, расследование может разворачиваться в самых разных направлениях, а последовательно выстраиваемая логика – ломаться от очередного поворота. Само название «Мозаика» отсылает не только к благотворительному фонду, которым занимается главная героиня сериала, но и к смыслу новой формы: зритель самостоятельно собирает мозаику из рассыпанных режиссёром деталей, чтобы получить цельную картину сюжета. Задача создателей при этом – не ослабить драматический накал при любом раскладе. Конечно, такой сериал не мог пройти незамеченным для англоговорящей аудитории, но, к сожалению, у российских зрителей он не получил должного признания. , «Чёрное зеркало: Брандашмыг» («Black Mirror: Bandersnatch»), реж. Дэвид Слэйс, 2018 г., Это полнометражный фильм в рамках вселенной культового сериала «Чёрное зеркало», выпускаемого платформой Netflix. Выйдя в 2018 году, «Чёрное зеркало: Брандашмыг» вызвал новую волну интереса к интерактивным фильмам. Netflix уже опробовал данный формат на проектах, предназначенных для детской аудитории, но теперь взялся за масштабную картину с серьёзной драматургией. Как и полагается, чёткого хронометража у фильма нет: самый короткий вариант длится 40 минут, а общее количество отснятого материала составляет 5 часов 12 минут 13 секунд. Но что за непонятное слово в названии? «Брандашмыг» – это игра, которую компания Imagine Software когда-то планировала выпустить, но обанкротилась в 1984 году (в этом же году разворачивается и действие фильма). Само слово «брандашмыг» придумал писатель Льюис Кэрролл, обозначив так загадочного монстра в стихотворении из «Алисы в Зазеркалье». Как и все серии «Чёрного зеркала», «Брандашмыг» ориентирован на обличающую критику современного общества, а форма интерактивности, взятая здесь за основу, является составной частью этой критики. Обнажаются вопросы: нужен ли человеку выбор? / справится ли он с этим выбором? /приведёт ли его выбор к лучшему финалу из возможных? На них есть разные ответы в зависимости от того варианта, которому отдаст предпочтение зритель. В фильме присутствует завуалированная мораль, но, так или иначе, нам даётся почва для размышлений. Это подтверждает и неоднозначная реакция зрителей на «Брандашмыг» - некоторых он привел в восторг за счет грамотно построенной интерактивной композиции, а некоторые остались разочарованы сложившимся сюжетом. , «Всё сложно», реж. Наталья Покровская, Антон Уткин, 2018 г. , В России с интерактивным форматом решились поработать фонд «Нужна помощь» и портал «Такие дела», снявшие интернет-сериал «Всё сложно». Фильм также имеет острую социальную проблематику: он посвящён теме ВИЧ, а интерактивный формат призван помочь зрителю дополнительно ощутить значимость темы и прочувствовать, как глубоко наш выбор может влиять на дальнейшую жизнь. В центре сюжета – история ВИЧ-положительной девушки (ее играет Ирина Старшенбаум) на разных жизненных этапах. Из-за «особого статуса» у нее «всё сложно» с банальными, но значимыми жизненными обстоятельствами: быть в отношениях с любимым человеком, завести ребенка и пр. Зрителям после каждого эпизода предлагается ответить на вопросы и помочь героине сделать правильный выбор. Сериал ориентирован на подростков и молодых людей и стремится максимально раскрыть для них проблематику ВИЧ-инфекции, которая является сейчас для России особенно острой. А чтобы всё это было предельно доступно, выбран развлекательный интернет-формат. Примечательно, что режиссёры Наталья Покровская и Антон Уткин до этого проекта имели опыт работы сценаристами видеоигр и сняли короткометражку в жанре научной фантастики, так что с креативным подходом у них должно быть всё в порядке. И хотя сериал не выходил на телевидении, на интернет-просторах он получил достойный охват.