Николай Черкасов. "Такой очевидной и громкой славы не было ни у одного другого актера".
Как писала в своей книге "Без грима и в гриме" театровед Раиса Беньяш о Н. К. Черкасове: "Такой очевидной и громкой славы не было, вероятно, при жизни ни у одного другого актера". Действительно, он был первопроходцем советского кинематографа, перед которым преклонялись не только русские, но и многочисленные заграничные зрители. Впрочем, как часто бывает с гигантами искусства, с неподражаемыми художниками, – они не погружаются в полноводные просторы похвал от поклонников, но каждый новый день берутся за работу с юношеским азартом и даже с сомнением в своих возможностях, борясь и ежеминутно доказывая собственную силу и гибкость умений. Свою славу Черкасов осознавал и любил, но целью творчества она, отнюдь, не являлась. Воспитать в зрителях честные и добрые качества, вложить силы в строительство новой страны, распространить веру в торжество мира, доказать необходимость человеческого единения и любви к ближнему – вот остов, на котором основана деятельность актера-патриота, труженика и борца за справедливость. Давайте прочтем воспоминания о маленьких, но человечески важных подвигах Николая Черкасова: "То просил в телеграмме директора пятигорской гостиницы забронировать для кого-то номер. То снабжал убедительным документом, где лично просил "оказать содействие" уезжавшему на лечение в Цхалтубо "дикарю". То устраивал сверх положенной нормы в пригородный пионерский лагерь переросшую внучку актрисы-пенсионерки, то выхлопатывал место в забитый, как всегда, до отказа Дом ветеранов сцены" [Из книги Р. Беньяш "Без грима и в гриме"]. Николай Константинович Черкасов – русский советский актер и народный артист СССР (с 1947 года). Он родился в 1903 году в густо заселенном районе Петербурга – в Измайловских ротах. Отец – железнодорожный служащий, дежурный по станции Петербург-Балтийский – организовал в своей семье музыкальную жизнь. Мать Черкасова часто по вечерам, а также по праздникам, играла на рояле, играла самозабвенно, со вкусом и неугасающим чувством сопричастности к священному таинству музыки. Маленький Коля, с детства привыкший проникать в глубины гармоний, аккордов и ассонансов, часто посещал оперу и симфонические оркестры. Он обладал развитым слухом, острым чувством ритма и хорошей музыкальной памятью. "Еще не будучи вполне твердым в правописании, я разбирал ноты с листа, а со временем, в шестнадцать лет, играл отрывки из шестой симфонии Чайковского в четыре руки", - писал впоследствии Черкасов. В статье использованы цитаты из воспоминаний артиста. Юный Черкасов. Фото: litobozrenie.com. В это же время блистательный и не поддающийся описанию талант Ф. И. Шаляпина покорил сердце ребенка, твердо запечатлевшись в его сознании: "Хотя я был мало подготовлен к тому, что мне предстояло увидеть и услышать, тем не менее с первого выхода Шаляпина — Бориса в сцене венчания на царство я оказался во власти внезапно пробудившейся восприимчивости, большого, радостного, никогда ранее не испытанного подъема". Оперный театр Народного дома, летние симфонические концерты в Павловском вокзале, выступления частного симфонического оркестра графа Шереметева, утренники, дававшиеся в филармонии, все больше привлекали подростка, определяя круг его юношеских интересов. Драма же еще долго оставалась в стороне. Первые спектакли, которые Черкасов увидел в Александринском театре, не произвели сколько-нибудь значительного впечатления и оставили его равнодушным. С наступлением революции до того недоступный даже многим представителям светской публики Мариинский театр приоткрыл двери для самых широких масс. "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" взбудоражили сознание молодого Черкасова, прочнее устанавливая душевное пристрастие к сценическому искусству. Удачный случай – набор статистов в Мариинский театр, нуждавшийся в массовке – "разовиках", не входивших в штат труппы. Высокий рост (почти 2 метра) сразу приглянулся руководителю подбора, и на следующий день шестнадцатилетний Коля Черкасов уже ходил по сцене любимого театра, с восторгом и несгораемым пиететом разглядывая кумира детства – Шаляпина. Мало кто обращает внимание на балетный период жизни Черкасова, а ведь он четыре года успешно занимался в открывшейся тогда балетной школе А. Ф. Кларка, обучаясь у бывших балетных солистов Мариинского театра. Незаурядный талант высокого пластичного юноши не оставался без внимания – партнёрши с радостью работали с ним, а одна из них – Марина Николаевна Матвеева – с благоговением отзывалась о годах, проведенных с Черкасовым и его другом, будущим дирижером Мравинским, в балетной школе. Черкасов-статист в опере "Кармен" 1920 г. Фото: 24smi.org Весной 1919 года, окончив трудовую школу, Н. К. Черкасов был досрочно мобилизован Всевобучем и отправлен в прифронтовую полосу для подготовки укреплений: рыл оборонительные окопы, набивал мешки землей, выкладывал брустверы, стараясь на совесть. Трудные и неугасаемые размышления о собственном предназначении, о профессии, которой предстоит посветить жизнь – врач ли, оперный певец, музыкант, актер или же балетный танцор – не умолкали в юноше. И все же 23 июля 1919 года в качестве мимиста Мариинского театра Черкасов получает первый театральный контракт. С каким энтузиазмом, благоговейным воодушевлением описывает Черкасов свои первые шаги на сцене! Несмотря на голодные, физически трудные годы, на подрывающие здоровье условия работы (в уборных от холода замерзала вода), на военное шаткое положение страны, на несмолкаемый грохот снарядов, – это время было проникнуто духовной силой народа, чувством сплоченности и причастности к строительству будущего страны. Единое великое дело воодушевляло юношеские сердца на служение родине: "Возвращаясь мысленно к тем дням и годам, я ясно сознаю, как много дало мне мое скромное участие в жизни театра". Все-таки выбор юноши выпал на стезю актерского искусства. Хоть ленинградские постановки и не привлекали Черкасова, а драмтеатру он уделял в своих раздумьях о профессии самое последнее место, осенью 1923 года, укрепившись в своем решении, он поступил в Ленинградский институт сценических искусств. Обилие формалистов, новаторов и модных течений "перегибало палку". В тогдашнем искусстве классическая литература и серьезные дисциплины занимали недостаточно прочное место. В постановках нужно было ошеломить зрителя "калейдоскопом самых экстравагантных, самых нелепых положений и трюков". Черкасов имел талант к пародии и юмористическому исполнению. Выступая в жанре пантомимы и буффонады, будущий драматический мастер чуть было не соскользнул на путь формального, духовно пустого исполнительства. Группа студентов Ленинградского института сценических искусств. 1924 г. В первом ряду слева — Н. К. Черкасов. Фото: litobozrenie.com. В обстановке экспериментальных затей, изобилующих острохарактерными приемами, родился танцевально-акробатический номер "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", состоящий из Николая Черкасова, Бориса Чиркова и Петра Березова. С этим номером молодые артисты объездили Ташкент, Андижан, Фергану, Самарканд и близлежащие селения, даже небольшие кишлаки. Позже – Казань, Куйбышев, Саратов, Сталинград. Номер пользовался несказанным успехом. С ним Черкасов выпускался из института, в нем же показался на конкурсной театральной пробе, с тем же номером продолжал выступать на эстраде в первые годы работы в театре и в нем же появился в одном из первых кинофильмов — в картине "Мой сын". Танцевальный аттракцион "Пат, Паташон и Чарли Чаплин". 1938 г. Фото: litobozrenie.com. Профессиональная актерская работа Черкасова началась с ленинградского Театра юных зрителей, успешно сыгранная роль Дон Кихота в котором дала артисту стремительный толчок в развитии накопленных знаний. Зрители были взволнованы и взбудоражены глубиной переживаний главного героя. Сам же Черкасов, бесконечный самокритик, признавал недостаток у себя профессионализма и актерского мастерства. Н. К. Черкасов в роли Дон Кихота. 1926 г. Фото: litobozrenie.com . Получая предложения играть роли комедийного плана с элементами гротеска, Черкасов все больше убеждался в намерении доказать свой талант серьезного, реалистичного и многогранного артиста. Амплуа юмориста-Пата его уже не радовало. В это время кинематограф все больше и прочнее утверждается в направлении, которое было "на руку" актеру. Пораженный фильмом "Путевка в жизнь", а особенно образами, созданными Н. П. Баталовым и М. И. Жаровым, Черкасов с упоением берется за первую серьезную роль в звуковом кино – Коля Лошак в фильме "Горячие денечки". Задачи по большому счету ограничивались все той же внешней комедийностью, но участие в фильме принесло пользу: ведь после этого Черкасову была предложена роль Паганеля в "Детях капитана Гранта", что несказанно расширило диапазон его творческих возможностей. Н.К. Черкасов в роли Паганеля. 1936 г. Фото: litobozrenie.com. С выходом романа А. Н. Толстого "Петр Первый" драма, созданная писателем на ту же тему, была принята Театром имени Пушкина, а сценарий — на студии "Ленфильм". Черкасов мечтал сыграть Петра I, однако в кино ему была предрешена роль главного оппонента петровских преобразований – царевича Алексея. Во время съемок второй серии долгожданное счастье все-таки снизошло на актера – театр предложил ему желанную роль Петра I. "С утра и до утра — то Алексея, то Петра", – шутили друзья артиста. Н. К. Черкасов в роли царевича Алексея. 1936 г. Фото: 24smi.org. Фильм о Петре I явился школой работы над серией исторических образов, школой работы над широкими, эпическими по замыслу фильмами, посвященными прошлому родной страны. "Как бы далеко ни ушло развитие нашей кинематографии, "Петр Первый" сохраняет свое место у истоков возникновения советского исторического фильма, и я счастлив, что получил возможность быть одним из его участников". Н. К. Черкасов в роли Петра Первого. 1938 г. Фото: 24smi.org. Следующая заветная роль, добытая несколькими пробами, уговорами и даже навязыванием своей кандидатуры, – роль Полежаева в фильме "Депутат Балтики". Молодой 34-летний Черкасов мастерски и нетривиально перевоплотился в 75-летнего ученого, тем самым развенчав мнение о его способности лишь к внешней театрализации. Высоким идейным замыслом "Депутата Балтики" был увлечен весь постановочный коллектив. Эта работа стала "политической школой", как отзовется о ней потом сам артист. Н.К. Черкасов в роли профессора Полежаева. 1936 г. Фото:litobozrenie.com. Особым творческим этапом в актерской деятельности Черкасова стала его работа с режиссером С. М. Эйзенштейном над картинами "Александр Невский" и "Иван Грозный". В начале 1938 года международная обстановка становилась все более напряженной, гитлеровский фашизм шел к мировой войне. Именно тогда фильмы о храбрости и самоотверженности русского народа были необходимы стране, утверждали крепкое чувство патриотизма. Кадр из фильма "Александр Невский". Фото: kino-teatr.ru Внутренние опасения терзали Черкасова, ведь Александр Невский, прообраз вождя, должен был быть сильным, суровым и вместе с тем светлым. Но с вторжением японских фашистов на Дальний Восток работа пошла стремительно быстро и увлекательно – вся команда оказалась преисполнена чувств ответственности и гражданского долга. Черкасов показал великое достоинство и гордость русского князя за победу над псами-рыцарями, наделив образ Невского чувством милости к падшим. Н.К. Черкасов в роли А. Невского. Фото: 24smi.org С отрадой и воодушевлением Черкасов узнал о возможности новой совместной работы над "Иваном Грозным". Съемки начались 1 февраля 1943 года в Алма-Ате. Сергей Эйзенштейн принял на себя множество функций: он выступил как сценарист, как режиссер и в какой-то мере как художник. Однако просматривая фильм, команда замечала частые ошибки, неточности, ненужные паузы, придававшие фильму чрезмерную монотонность и замедленность времени. Вторая серия лишь усугубила эти ошибки. Черкасов был вынужден обратиться за помощью к Сталину. Получив одобрение переработать вторую серию "Ивана Грозного", тем самым добившись высокого идейно-художественного качества фильма, не будучи связанными ни сроками, ни затратами средств, Эйзенштейн и съемочная команда были поистине счастливы и взволнованны выпавшим шансом, но скорая смерть режиссера, увы, лишила фильм дорогого случая. Н.К. Черкасов в роли Ивана Грозного. Фото: 24smi.org Черкасовское чувство формы, широта игры и выдержка походили на игру скорее оперную, нежели актерскую, как отзываются современные киноведы. После он играл А. М. Горького в фильме "Ленин в 1918 году", И. В. Мичурина в спектакле "Жизнь в цвету", А. С. Попова в одноименной картине и В. В. Стасова в фильмах "Мусоргский" и "Римский-Корсаков". Ему удалось показать образы современников в фильмах "Друзья", "Шестьдесят дней", "Счастливого плавания!". "Общее у всех них — животворное чувство горячей любви к Родине, к русскому народу, к созидательному творческому труду во всех его проявлениях". Тяга к народу, желание как можно шире выразить чувство гражданского долга привели актера к занятиям общественной деятельностью. Весь досуг Черкасов отдавал военно-шефской работе, состоял в Свердловской окружной избирательной комиссии города Ленина, а также был избран депутатом Верховного Совета Российской Федерации. Депутат Черкасов писал в своем годовом отчете: "Мною было принято официально 2565 человек. Жалоб и вопросов рассмотрено 2220" . Колоссальный труд при неимоверной и постоянной загруженности в театре и кино! Летом 1939 года Черкасов получил предложение поехать на Дальний Восток – играть для бойцов и командиров краснознаменных армий в связи с годовщиной разгрома японских войск в районе озера Хасан, у сопки Заозерной. "Трехмесячное пребывание в среде бойцов, ежедневное общение с ними очень помогли моему развитию как актера, гражданина, депутата и коммуниста, вызвали высокий творческий подъем". С наступлением Великой Отечественной войны Черкасов вступил в народное ополчение. Созданный актерами, художниками, режиссерами, писателями театр народного ополчения должен был откликаться на злободневные события. Черкасову выпала честь быть организатором и первым художественным руководителем этого театра. Через год после окончания войны в Европе — весной 1946 года — в Чехословакии состоялся фестиваль советских фильмов, и Черкасов выехал в Прагу в составе делегации деятелей советской кинематографии, которую возглавил режиссер Г. В. Александров. Позже артист был избран в состав Советского Комитета защиты мира, с которым выезжал в качестве участника советских делегаций. Чехия, Финляндия, Индия, Франция, Италия, Румыния, Венгрия, Польша, КНР – страны, которые посетил Черкасов в этом качестве. Он выступал с речами о необходимости мира, об объединяющей силе кино, о влиянии актерской деятельности на воспитание в народе добрых чувств и патриотических качеств. Черкасов серьезно занимался общественной работой и видел в этом возможность непосредственной связи с людьми всех стран, представителями самых разных национальностей. Черкасову была необходима вера в возможность улучшения жизни людей, вера в их благополучное будущее. Он весь отдавался своей работе с упованием, что она принесет пользу миллионам советских граждан, а также иностранным зрителям, объединив шаткий, разрушенный войнами мир. "Из героев, которых мне пришлось воплощать в театре и в кино, наиболее мне близкими были те, кто добывал человечеству счастье, кто был неутомимым строителем будущего, — борцом, преобразователем, революционером". Николай Константинович с женой Ниной и сыном Андреем. Фото: 24smi.org Друзья первые заметили проявления злостной болезни: "Коля стал избегать высоких лестниц, а на охоте просил: "Ребята, куда вы торопитесь? Давайте потише". Жена жаловалась, что он плохо дышал, но к врачам не шел. Тяжелая эмфизема легких у Черкасова прогрессировала. Близкий товарищ артиста А. Ливеровский в своей книге описывает последнюю вылазку друзей в лес. Поймав зайца, товарищи болтали: "В следующую субботу поедем сюда же всей компанией, и Коля, конечно, и все будет отлично, еще лучше…" Не сбылось…"