Николай Гадомский: «Мы сможем развить забайкальский кинематограф»
Для многих ценителей театрального искусства уход Николая Гадомского с должности художественного руководителя Забайкальского краевого драматического театра оказался неожиданным. Однако, как рассказал в беседе с корреспондентом «Забрабочего» сам Николай Николаевич, еще служа в театре, он строил масштабные планы по развитию забайкальского кинематографа, который, объективно говоря, пока только зарождается. Поэтому заместителем генерального директора Забайкальской государственной кинокомпании Николай Гадомский стал, уже имея в арсенале множество интересных идей, некоторыми он поделился с читателями нашего издания. «Забайкалье — перспективный регион» — Николай Николаевич, почему после ухода из драмтеатра выбор пал не на другой регион, а на Забайкальскую кинокомпанию, которая сейчас переживает непростые времена? Вам сделали предложение, от которого невозможно отказаться, или это было Ваше личное решение? — Я уже 3,5 года живу в Забайкалье, и мне здесь очень нравится. Поэтому, когда я планировал свой дальнейший творческий путь, то не думал об отъезде. Считаю, что Забайкальский край — перспективный регион, и здесь многое еще можно сделать. Поэтому я решил заниматься не менее интересным, чем театральное искусство, делом — кинематографом. В период моего служения в драмтеатре я уже вынашивал немало планов в сфере кинематографа. Один из них даже был реализован — снята кинокартина «Солнцем поцелованные» по произведению забайкальского автора Елены Чубенко. — Вы шли в Забайкальскую кинокомпанию уже с конкретными идеями? Что намерены сделать в новом амплуа в первую очередь? — Важно отметить, что я пришел на хорошо подготовленную почву. Менее года кинокомпанию возглавляет Елена Назарова, которая за короткий период своей работы сделала уже очень много как руководитель. На мой взгляд, в перспективе Забайкальская кинокомпания должна объединить киносообщество Забайкальского края. К примеру, в регионе действует Союз кинематографистов, представители которого являются нашими единомышленниками. Думаю, объединив усилия, мы сможем развить забайкальский кинематограф. На данном этапе кинопроизводства и проката именно забайкальских фильмов он находится в начале пути. Кино в Забайкалье снимается, но не в том количестве и качестве, как нам бы хотелось. Мы слышим про кинематограф Иркутской области, Республики Бурятии, Якутии, Хабаровского края, Приморья. А Забайкалье в этом плане несколько «просело», хотя именно у нас проводится серьезный международный кинофестиваль. Причина нашего отставания от других субъектов во многом связана с нехваткой профессиональных кинорежиссеров. Поэтому у нас возникла идея открыть двухгодичный курс повышения квалификации для людей, которые мечтают быть кинорежиссерами. Для этого мы хотим пригласить к сотрудничеству маститого режиссера, который мог бы проводить занятия как очно, так и дистанционно. Рассчитываем набрать человек 15 слушателей и таким образом попытаться воспитать собственных режиссеров у нас в регионе, а потом поддерживать их творческие проекты. — В 80-е годы кинокомпания гремела по области, «передвижки» привозили в районы новинки кино. В каждом городе и селе были киномеханики. А чем кинокомпания занимается сегодня? — Важно отметить, что Забайкальская государственная кинокомпания осталась единственной, причем достаточно солидной государственной киносетью в России, в которую входят восемь муниципальных кинотеатров: в Карымском, Борзе, Нерчинске, Балее, Краснокаменске, Шилке, Кокуе, — а также читинский кинотеатр «Бригантина». Конечно, в районах предстоит еще очень многое сделать, но руководители на местах стараются, чтобы зрителям было комфортно и безопасно приходить, чтобы у кинотеатров был хороший репертуар. Кроме того, я считаю, что в любом уважающем себя регионе должен быть собственный телевизионный канал. Поэтому на базе кинокомпании создается Забайкальская региональная телекомпания. Сейчас мы ведем работу над наполнением нового телеканала, снимаем видеоролики. Пока могу сказать только то, что телеканал будет освещать жизнь Забайкалья, имея при этом ярко выраженную социальную направленность. Важен не только коммерческий успех — Планирует ли кинокомпания как-то усовершенствовать работу с районами Забайкалья? — Прежде всего, на наш взгляд, необходимо развивать социальную направленность кинотеатров в муниципалитетах. Кроме стремления к коммерческому успеху наши кинотеатры должны вести серьезную социальную работу — показывать фильмы, которые, возможно, не принесут большой прибыли, но будут иметь огромное значение с воспитательной точки зрения. Также мы вынашиваем мысль об организации при кинотеатрах в районах клубов кинолюбителей. Осенью мы планируем повести семинар для всех директоров кинотеатров нашей сети, чтобы рассказать им о том, как должна развиваться современная киносеть. Ведь в последнее время появилось множество различных методик по привлечению зрителя в кинозал, по работе с аудиторией в социальных сетях. — Каков материально-технический потенциал кинокомпании. Соответствует ли он тем целям, которые Вы ставите перед собой и коллективом? — В настоящее время много хорошего оборудования мы приобретаем для телекомпании: видеокамеры, осветительные приборы, студийное оборудование. Мечтаем о покупке передвижной телестудии. Радует, что краевые власти готовы поддерживать нас в денежном плане. Все, что касается финансирования кинематографа, то это перспектива следующего года. — Кто сейчас составляет команду Забайкальской кинокомпании? Хотелось бы узнать, какие именно специалисты есть в ее штате. — Разумеется, это директора кинотеатров нашей киносети, а также специалисты, которые занимаются проработкой и продвижением репертуара. Вскоре мы ожидаем притока в нашу компанию телевизионщиков — операторов, телережиссеров, звукорежиссеров, журналистов. Они будут трудиться в штате Забайкальской государственной телекомпании. — Пандемия коронавирусной инфекции, к сожалению, вмешалась в творческие планы, и ожидаемый в сентябре Забайкальский международный кинофестиваль перенесен на следующий год. С другой стороны, это дает кинокомпании возможность лучше подготовиться к данному событию. — Думаю, что до очередного кинофестиваля я успею оформить прокатное удостоверение для кинофильма «Солнцем поцелованные», чтобы можно было его представить на российских фестивалях кино. Важно подчеркнуть, что с момента первых показов мы доработали фильм до полного метра, отсняв сцены военных действий, в которых приняли участие члены молодежной региональной общественной организации гражданско-патриотического воспитания «Забайкальский рубеж». Теперь хронометраж картины составляет 1 час 20 минут. В широкий прокат пускать этот фильм я не хочу, поскольку он создавался не для коммерческих целей, и все, кто были задействованы в его создании, работали бесплатно. Я бы и вовсе разместил фильм в сети Интернет, чтобы все могли его посмотреть, но сначала все же хочу представить «Солнцем поцелованные» на кинофестивалях, чтобы жители нашей огромной страны узнали, что есть такой Забайкальский край, где тоже снимают достойное кино. Пока же по инициативе руководителя администрации Читы Александра Сапожникова, который по-прежнему остается нашим единомышленником и союзником в плане развития кинематографа, мы договорились с директором кинотеатра «Удокан» Алексеем Бочкарниковым, что организуем показ фильма в сентябре, приурочив его к дате окончания второй мировой войны. Зрителями этого показа станут забайкальские врачи, которых мы хотим таким образом отблагодарить за их самоотверженный труд в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции. Когда широкий круг забайкальских зрителей сможет еще раз посмотреть «Солнцем поцелованные», пока трудно сказать, все будет зависеть от ситуации с пандемией. Кроме того, у меня давно созрел еще один кинопроект — это будет полнометражная картина, но идею и сюжет я пока держу в секрете. Сейчас ведем работу по подбору съемочной группы, которую в большей степени я планирую набирать в Иркутске, но будут и читинские специалисты. Актеров хочу пригласить из Иркутска и из забайкальского драмтеатра. Надеюсь, что уже в октябре мы приступим к съемкам. Беседовала Юлия БОЛТАЕВСКАЯ. Фото Александра КАЛАШНИКОВА