Что такое обратный вайтвошинг и какого цвета должны быть пантеры?
Делать black face (изображение лица чернокожего человека ) из white face (белого лица) — традиция давняя. Например, в "Рождении нации " всех чернокожих персонажей играют белые актеры, используя грим black face, в " Завтраке у Тиффани " в роли японца выступает белый актер Микки Руни, а из совсем недавнего — Скарлетт Йоханссон в экранизации японской манги "Призрак в доспехах". Скарлетт Йоханссон в экранизации японской манги "Призрак в доспехах". Фото: pikabu.ru В 2020 году картина совсем другая — вайтвошинг стал обратным. Например, недавняя Лондонская постановка "Гарри Поттера и проклятого дитя" с темнокожей Гермионой или экранизация Кинговской "Темной башни" с Идрисом Эльбой. Красить лицо темной краской уже нельзя — это оскорбительно и нетолерантно, а вот добавить темнокожих персонажей в фильм про Средневековье — похвально и тянет на Оскар (вспомним "Две Королевы"). Однако насколько уместна такая репрезентация? Фото: vk.com В псевдоисторических фильмах, изображающих средневековую Европу, можно увидеть среди массовки людей, принадлежащих разным этническим группам. В "Двух королевах" 2019 года при дворах Елизаветы I и Марии Стюарт величественно расхаживают чернокожие вельможи. Репрезентирует ли это хоть как-то другую культуру? Вряд ли. Рейтинги же только подтверждают неготовность публики мириться с таким актерским составом. На популярном сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes картина имеет 62% положительных отзывов критиков и всего 41% хвалебных отзывов от зрителей. Фото: 3.lostpic.net Экранизацию "Русалочки" тоже не обошла критика. Когда стало известно, что в ремейке мультипликационного фильма главную роль будет исполнять чернокожая актриса Холли Бэйли, в интернете поднялась волна недовольств. В Twitter по этому поводу даже появился хэштег #NotMyAriel (#НеМояАриель). Смогут ли создатели поведать историю "новой" русалочки не европейского происхождения? Нет. Ведь в основе сюжета всё ещё будут лежать одноименная сказка датского писателя Ханса Кристиана Андерсена и мультик, выпущенный самим же Disney в 1989 году. Холли Бэйли. Фото: kg-portal.ru Недовольна аудитория была и решением телеканала Netflix, который утвердил Анну Шеффер — смуглую темноволосую актрису на роль чародейки в экранизации "Ведьмака". В оригинальной версии персонаж — классическая средневековая ведьма: кудрявые рыжие волосы и белоснежная кожа. Что уж и говорить про чернокожую массовку крестьян в средневековой Польше. Толерантно ли это по отношению к актерам? Конечно. Честно ли по отношению к зрителям? Трудно сказать. Анна Шеффер. Фото: witcher-serial.ru Основная претензия к создателям фильмов с представителями этнических меньшинств заключается в необоснованности выбора актёрского состава. Глупо полагать, что в Европе были исключительно белые мужчины. Наивно и требовать от исторических или фентези-фильмов детально достоверной репрезентации средневековья. Однако отсутствие проработки персонажа и попытка сделать героя уникальным только за счёт цвета его кожи — идея сомнительная и не всегда коммерчески выгодная. Конечно, авторское видение имеет полное право на существование. Однако здесь же забавно упомянуть анонимного художника, который опубликовал работу с "Черной пантерой" — героем нового фильма "Марвел" на Tumblr фан-арт, посвящённый Чёрной Пантере. Только вместо изначально чернокожего супергероя автор создал свою версию — с белым мужчиной. Фото:pikabu.ru Художник был обвинен в расизме, а ни на что не претендующий фан-арт разделил интернет на два лагеря. Сам автор так прокомментировал свою работу: "Некоторые из вас указали в комментариях, что я допустил ошибку с расой, а также обсудили мои сексуальные предпочтения. Но имеет ли значение, какой расы Т’Чалла (Черная пантера)? В Африке тоже есть белые люди. Многих белых героев играют темнокожие, так в чём проблема? Ребята, вы лицемеры".