Александр Цой: Считаю, что я фартовый 

Александр Цой: Считаю, что я фартовый
Фото: Вечерняя Москва
О нашем кино часто спорят, его остро критикуют, и часто — за дело. Но профессионалы уверены — у нас подрастает достойная смена великим киномастерам прошлого.
Вот, казалось бы, ну какое еще кино можно снять о Москве? Оказалось, можно. Именно на фоне столицы развивается действие фильма «Когда она приходит», дебюта в полном метре режиссера и актера , известного в том числе ролью хана Батыя в «Легенде о Коловрате». Рассказанная им история полна мистики и завораживает необычностью картинки: столица в фильме и красива, и таинственна, и притягательна, и жестока… С создателем картины мы и решили поговорить.
— Александр, ваш фильм — история маленького человека и его испытания успехом. Иными словами, это фильм про алчность и про то, как деньги меняют душу человека?
— Да, это история маленького человека. А еще о том, куда нас могут завести наши желания и страсти. О том, насколько мы можем быть светлыми, чистыми и, наоборот, низкими и ничтожными. А еще это фильм о любви, как бы странно это ни звучало.
— Ваш герой проходит (или все-таки не проходит?) достаточно серьезное испытание. Вы оставляете ему шанс на то, чтобы в нем проснулось что-то человеческое?
— Мы попытались оставить «свет в конце тоннеля», дать шанс герою. Для кого-то он будет явным, для кого-то незаметным. Для зрителей это предложение к размышлению.
— В фильме заняты известные актеры — , , , . Как они отнеслись к предложению поработать с дебютантом?
— Первой сценарий прочитала Аглая. Роль и сценарий в целом ей понравились, она согласилась найти время и участвовать в съемках. Максим Виторган был где-то на съемках не в России, я нашел его личный номер, он меня выслушал, дал адрес своей почты, а через два дня перезвонил, сказал, что сценарий нравится. Да вы знаете, все как-то просто получалось, актерам нравилась наша история. Хотя с нашим кастинг-директором Светланой Пилипко мы, случалось, спорили, потому что, конечно, это очень важно — собрать актерский ансамбль. В итоге он сложился — ни добавить, ни убавить.
— Говорят, мистика фильма нашла отражение и в жизни съемочной группы. Что это были за истории?
— Первое совпадение произошло, когда мы писали сценарий с соавтором Евгением Гущиным. Была описана авария на одном из московских перекрестков, и на нем действительно случилась трагическая авария. Мы переписали эту сцену, выдумали другую улицу для этого эпизода. Но потом случались и другие моменты, после которых приходилось переписывать сцены, потому что они случались в реальной жизни. Я не знаю, стоит ли в это верить, но нечто «такое» постоянно присутствовало… Например, во время съемок членам группы снились одинаковые сны — и связанные с фильмом, и на другие темы.
Простите, но не могу называть имена участников сновидений, да и рассказать подробнее. Но, честное слово, в этих сновидениях, в этом всем — больше мистики, чем реальности. Или вот еще… Мальчика, который играл в фильме, зовут Марк. У него, по разным причинам, было два дублера, и их звали Марками. Как и моего сына, впрочем… Было нечто особенное и в том, что , сыгравшая героиню фильма Варвару, пришла на кастинг самой первой, в первый день проб, а , сыгравший главного героя, — самым последним. Пробы шли два с половиной месяца.
Это немало. И все закольцевалось. А в итоге поскольку вся история наполнена мистикой, то и наш город стал приобретать мистические черты. Москва стала как бы мистической средой вокруг героя.
— Поневоле начнешь видеть мистику и там, где ее нет!
— Наверное. Но на самом деле это во многом моя личная история. Был в моей жизни человек, который давал мне какие-то подсказки, и они сбывались. Однажды я понял, что стал зависеть от этого, мне все больше хотелось узнавать о своем будущем, например — добьюсь ли я успеха… В итоге стал много думать о том, куда меня эти желания приведут, сомневаться в своих способностях и верить пророчествам. А затем появилось ощущение, что не я принимаю решений, а решают за меня… В какой-то момент мне стало страшно, и пришлось расстаться с этим человеком, чтобы разорвать эту зависимость.
— Мистика, не мистика, но фильму явно сопутствовала удача. Во-первых, сценарий прошел питчинг и получил финансирование. Во-вторых, картину удалось снять быстро и при сравнительно небольшом бюджете, а в-треть их, ее удалось завершить в условиях пандемии. Значит, опять же, опираясь на мистику — это все знаки, и нужно было, чтобы такой фильм появился?
— Я считаю, что я фартовый, удачливый (три раза сплюну!). Все складывалось, начиная с того, что мы очень быстро написали сценарий. Нет, даже начнем с того, что моя дипломная работа «Лучшее… от первого лица» стала путешествовать по фестивалям и получать призы. Этот фильм увидели на вгиковском фестивале, и буквально через пару месяцев со мной связался продюсерский центр «ВГИК-Дебют». Я пришел и предложил две идеи, мы молниеносно договорились и почти сразу приступили к написанию сценария. Это большая удача, что у меня получилось снять дебютное кино, полный метр. За что я благодарен «ВГИК-Дебют» и продюсеру , без них бы ничего не случилось. Для меня это был большой шанс как для молодого автора.
— Вы сам не москвич, приехали из Ташкента. Как вас принимала Москва? Как вам живется здесь — в плане реализации себя, творчества?
— Я благодарен этому городу, всем тем людям, которые мне встречаются и встречались, с помощью которых я прибыл в Москву. С , профессором ГИТИСа, художественным руководителем театра «Школа современной пьесы», мы встретились на театральном фестивале, и он пригласил меня перевестись к себе на курс в ГИТИС и в свой театр в качестве актера. С этого все и началось. Мне нравится этот город, его динамика, сила, этот поток возможностей, движения.
— Вы будете продолжать мистическую линию в своем творчестве? На нее сейчас, кстати, спрос…
— Да, я люблю мистику и не отказывался бы от нее в будущих картинах. Но сейчас хочется снять светлую историю. Прямо прыгнуть в другой жанр — сделать комедию. Мир как-то нас «закошмарил», мы живем в непростое время. На карантине я начал работать над новой мистической историей, но остановился, потому что она показалась мне тяжелой. Есть история, которую я хочу сделать, «ВГИК-Дебют» выкупил этот сценарий. Это подростковый сериал, о приключениях, о детстве, которое я бы сам хотел прожить.
ДОСЬЕ
Александр Цой начинал учебу на режиссерском факультете Ташкентского театрального института. Окончил актерский факультет ГИТИС (мастерская И. Райхельгауза), получил магистерскую степень по направлению «Режиссура».
Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (курс В. И. Хотиненко, П. К. Финна, В. А. Фенченко). Снимался в фильмах и сериалах, самая известная роль — хан Батый в фильме Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого. Преподает в РАТИ ГИТИС.
КСТАТИ
«Когда она приходит» — триллер о клерке, задавленном проблемами. По сюжету, главный герой терпит неудачи на работе и в личной жизни, становится свидетелем аварии и начинает помогать пострадавшей в ней девушке. Она, в свою очередь, помогает ему — дает советы, которые меняют его жизнь к лучшему, однако сам герой превращается в успешного мерзавца, разрушающего все, к чему прикоснется.
В ТЕМУ
«ВГИК-Дебют» представит фильм на престижном кинофестивале в Испании: социальная драма «Чупакабра» режиссера Григория Коломийцева отобрана для участия в 68-м фестивале в Сан-Себастьяне, который пройдет там с 18 по 26 сентября. Российский фильм поборется за награду в специальной секции для режиссеров-дебютантов New Directors Section. Фильм получил поддержку Минкульта РФ.
Программа «Новые режиссеры» проводится с 1985 года. Для участия отбираются фильмы режиссеров-дебютантов со всего мира. В 2019 году участниками программы стали 14 дебютных работ из Испании, Чили, Аргентины, Бельгии, Франции, Норвегии, Израиля, Южной Кореи и других стран. Фильмы, вошедшие в программу, также автоматически становятся кандидатами на молодежную премию Youth Awards, присуждаемую жюри из 150 студентов в возрасте от 18 до 25 лет.
Читайте также: : Память обо мне сохранится ровно столько, сколько я буду жив
Видео дня. Как сложилась жизнь Будулая
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео