Ищите женщину
Фильм примечателен не только ориенталистскими своими мотивами, но и актерским составом. Совместный германо-азербайджанский проект под руководством Файта Хелмера привлек к себе внимание таких мастеров экрана как Мики Манойлович (он снимался у Франсуа Озона в "Криминальных любовниках") или Чулпан Хаматовой, участвовавшей в проектах известных российских культурных деятелей (достаточно вспомнить фильмы "Страна глухих" Валерия Тодоровского, "Дом Солнца" Гарика Сукачева, телесериал "Зулейха открывает глаза" Егора Анашкина (экранизация нашумевшего одноименного романа писательницы Гузель Яхиной). Фильм необычен и сразу запоминается благодаря своему, быть может, несколько абсурдистскому, но необычному и занимательному сюжету. Фото предоставлено PR-агентом кинокартины Стареющий машинист Нурлан (Мики Манойлович) ведет поезд по старым азербайджанским улицам. Всюду кипит жизнь: на рельсах уютно расположились попивающие чай аксакалы, играющие мальчишки, переговаривающиеся женщины развешивают на просушку белье. Внезапно раздается свисток: это мальчик предупреждает всех вокруг о появлении поезда. Жители города разбегаются и прижимаются к стенам: улочка так узка, что пешеходной части, по-видимому, практически не предусмотрено (недаром власти благоустроенного Азербайджана возражали против съемок в старинном и вскоре после завершения фильма снесенном поселке "Шанхай"). В распахнутые окна состава влетают "унесенные ветром" предметы, как правило, довольно курьезные: кусок ярко-желтой ткани или расшитый кружевами голубой лифчик. Нурлан решает отыскать хозяйку последнего (в этом и перекличка со сказкой о Золушке). Впрочем, он, конечно, не принц; не только из-за преклонных годов, но и потому что отнюдь не думает искать суженую; лифчик же хочет вернуть, скорее, из-за своей органической неспособности взять чужое. По крайней мере, именно этот мотив движет главным героем в начале фильма... Фото предоставлено PR-агентом кинокартины Поэтому русское название фильма "Найти и полюбить" не вполне соответствует духу произведения; никакого романа там так и не завязывается и "нареченную", которую играет известная российская актриса Чулпан Хаматова, Нурлан так и не встречает. Режиссер позволяет себе лишь слабый намек на то, что между героями возможны романтические отношения... Фото предоставлено PR-агентом кинокартины Сюжет строится вокруг поиска хозяйки злополучного бра (The Bra — оригинальное название драмы Файта Хелмера) и множества странных и курьезных ситуаций, в которые попадает главный герой в процессе этого поиска. Разгуливание по узким улочкам старого Баку со столь интимным предметом женского туалета, разумеется, оказывается делом небезопасным. Равно как и предложение его местным замужним красавицам... Дамочки принимают демонстрацию лифчика за откровенный флирт, а их мужья пытаются отомстить за поруганную честь своих женщин, жестоко избивая героя и привязывая его к тем самым рельсам, по которым он сам так недавно водил свой поезд. Напряженный момент, милая мелодраматическая комедия могла перерасти в трагедию и обернуться кровавым фарсом, но, разумеется, все хорошо кончается; в последнюю секунду Нурлана успевает спасти один из привязавшихся к нему уличных мальчишек, по мере своих сил и способностей помогавший в поисках... Фото предоставлено PR-агентом кинокартины Вообще фильм этот, прежде всего, посвящен сложным перипетиям в отношениях между людьми, причиной которых, как правило, оказывается непонимание и нежелание выслушать и понять другого. Это рассказ о жестокости и бесчеловечности (сцена с мужьями), повествование о неожиданном чувстве доверия, тепла и близости по отношению к "знакомому незнакомцу", который был добр с тобой, о близости, лишенной каких бы то ни было сексуальных коннотаций (встреча Нурлана с мальчиком и с одной из женщин, почти родственные объятия в медицинском фургоне). И как бонус - намек на возможную встречу с героиней Чулпан Хаматовой, встречу, в которой главное человеческие отношения, а не похоть. Для режиссера, скорее всего, важна сама по себе возможность такого знакомства, а не приевшееся воплощение грез о любви в действительность — штамп большинства современных мелодраматических комедий. Кое-что так и останется недосказанным, ускользающим и неясным. Фильм этот стоит посмотреть хотя бы из-за многоточия, или вопроса в финале. Вопроса, ответ на который только предстоит найти зрителям.