10 необычных мультфильмов для взрослых (особенно для тех, кто устал от компьютерной анимации)
«Золушка» Лотте РайнигерНемка Лотте Райнигер использовала для создания своих мультфильмов необычную силуэтную технику, вдохновленную классическим китайским искусством. Довольно обидно, что имя Райнигер сегодня не очень известно, хотя именно ей удалось снять первый в истории сохранившийся полнометражный анимационный фильм «Приключения Ахмеда» в 1926 году. Мы включили в наш список ее короткометражную «Золушку»: каждый вензель вырезан здесь с особой любовью к деталям, а в титрах фильма присутствует и главный помощник режиссера — ножницы!«Оптическая поэма» Оскара ФишингераЕще один немецкий экспериментатор, Оскар Фишингер, занимался созданием абстрактной анимации задолго до появления компьютерной графики и музыкальных видео. В фильме «Оптическая поэма», снятом в 1937-1938 году, он визуализирует Венгерскую рапсодию Франца Листа с помощью геометрических фигур. Фишингер бежал из нацистской Германии в Америку и продолжил работать аниматором на другом континенте. Правда, его эксперименты там не всегда встречали восторженно. Абстрактную анимацию, которую он подготовил для диснеевской «Фантазии», отредактировали и сделали более предметной — поэтому он прекратил сотрудничество с фирмой и попросил не упоминать его даже в титрах к фильму.«Радужный танец» Лен ЛаяЕще один анимационный фильм, при просмотре которого трудно поверить, что он был сделан в далекие тридцатые. Все выглядит невероятно современно: цвета, движения героев, музыка и даже финальное рекламное сообщение о том, что деньги нужно хранить в банке, — кажется, Лен Лай мог снять все это вчера, а не 84 года тому назад. В фильме используется техника Gasparcolor — однополосная 3-цветная система, разработанная в 1933 году венгерским химиком доктором Бела Гаспаром.«Игра с камнями» Яна ШванкмайераЯн Шванкмайер — икона стоп-моуш анимации, любимый режиссер Терри Гильяма и Тима Бертона. В одном из интервью Шванкмаейр как-то сказал, что эмоции, которые зрители испытывают во время просмотра стоп-моушн фильмов, возникают потому, что аниматоры постоянно передвигают объекты своими руками и тем самым «заряжают» их. Подход немного эзотерический, но что делать, ведь само слово «анимация» дословно означает «оживление» или «одушевление». Мы предлагаем вам посмотреть сюрреалистический фильм мастера об игре с камнями, который он снял в 1964 году.«Кибернетическая бабушка» Иржи ТрнкаА теперь еще один чешский мультфильм, но уже в жанре научно-фантастического хоррора. «Кибернетическая бабушка» 1962 года — это история о том, как киборги в будущем будут управлять детьми. Но в конце концов все закончится неплохо и ребенку все-таки удастся выбраться из кафкианской реальности (не будем рассказывать, с чьей помощью, чтобы сохранить интригу). Снял этот фильм режиссер Иржи Трнка — один из самых значимых кукольных мультипликаторов в истории жанра.«Сказка о стуле» Нормана МакЛаренаЭтот, пожалуй, самый веселый фильм в нашей подборке, повествует о нерадивом стуле, который отказывается выполнять свое предназначение. Удастся ли человеку укротить стул и какую для этого использовать стратегию? Анимировать стул в технике стоп-моушн в 1957 было довольно трудно: использовали много «невидимых нитей», нужно было постоянно варьировать количество кадров в секунду, чтобы и человеческие движения, и движения стула выглядели классно. Необычную атмосферу «Сказке» добавляет и саунд-трек — индийская музыка Рави Шанкара.Мультфильм «Глина или происхождение видов»Этот мультфильм с авангардной джазовой музыкой был снят Элиотом Нойесом в 1964 году. Подзаголовок «Происхождение видов» во многом отражает сюжетную линию фильма: на наших глазах глиняная колбаска (или глиняный червячок?) проходит сквозь цепочку перерождений — превращается в динозавра, лошадь, корову, жемчужную раковину и десятку других животных и предметов. В этом мультике можно увидеть не только интересные метаморфозы материала, но и своеобразный тьюториал по лепке: в какое еще существо может превратиться обычный пластилиновый шарик в ваших руках?Мультики о Клатче КаргоНа первый взгляд может показаться, что это вполне классический нарисованный мультик о супергерое конца пятидесятых и в нем нет ничего примечательного. Но примечательное есть, да еще как! В этом фильме использовали технику Super-vox: для создания эффекта речи на лица персонажей мультфильма накладывали видео движущихся губ актеров. Это один из немногих примеров, когда такую технику использовали всерьез: Super-vox довольно быстро перекочевал в комедийную отрасль. Хотя его создатели гордились тем, что им удалось сделать такую дешевую альтернативу скрупулезно проработанной анимации («То, что Дисней делает за 250, 000 долларов, мы делаем за 18,000», — говорили они), оказалось, что в этом случае, «дорого, да мило, дешево, да гнило».«Струны» Венди ТилбиНаверняка многие знают анимационную технику, при которой рисуют красками на стекле — если вы видели мультфильмы Александра Петрова, то точно понимаете, о чем идет речь. Именно таким способом создан мультфильм «Струны» Венди Тилби из Канады. Тилби нравится такой метод, потому что при нем художник постоянно модифицирует свой рисунок, изображение никогда не бывает законченным, ведь уже для следующего кадра нужно будет что-то изменить и добавить новые детали. При этом Тилби рисует не только кисточками, а пальцами или ватными палочками. В короткометражке «Струны» рассказывается о невидимой и видимой связи соседей: импозантной дамы, решившей принять ванну, и дедушки-музыканта этажом ниже.«Пожар» Дэвида ЛинчаВ мае этого года, когда многие еще сидели взаперти в изоляции дома, Дэвид Линч выложил в открытый доступ свой анимационный фильм 2015 года «Пожар» — черно-белую эстетскую ленту, похожую, как это и часто бывает у знаменитого режиссера, на ночной кошмар (иногда даже возникают ассоциации с известной картиной Мунка «Крик»). Если вам понравится «Пожар», посмотрите вдогонку короткометражный фильм Дэвида Линча «Алфавит» — особенно, если вы сейчас учите с детьми латинские буквы и уже дошли до ручки от этого процесса.