"Агент Ева": Джессика Честейн рефлексирует и убивает
Sobesednik.ru — о том, почему попытка режиссера Тейта Тейлора поэкспериментировать с жанром шпионского боевика оказалась неудачной. Ева Фолкнер (Джессика Честейн) – первоклассный киллер, работающий на секретную организацию. От нее требуется выполнять задания, не оставлять за собой следов и не задавать лишних вопросов. Если с первыми двумя пунктами у Евы все в порядке, то с последним порой выходит загвоздка: героиня слишком часто интересуется у самих же жертв, из-за чего те оказались в ее списке. Фолкнер состоит в теплых отношениях со своим боссом-наставником Дюком (Джон Малкович), который мирится с нежелательной любопытностью подопечной. Однако среди начальства есть люди, видящие в методах работы Евы угрозу и жаждущие ее устранить: впереди всех стоит Саймон (Колин Фаррелл) – еще один ученик Дюка. На очередном задании в Саудовской Аравии героиня из-за Саймона получает неверные данные, вследствие чего подставляется перед окружением жертвы и едва не умирает. После этого Дюк отправляет Еву в родной Бостон, чтобы та взяла в работе тайм-аут, отдохнула и встретилась с семьей. Там в ближайшее время Фолкнер предстоит наладить отношения с матерью (Джина Дэвис) и сестрой (Джесс Вейкслер), которая теперь встречается с ее бывшим парнем Майклом (Коммон), а также постараться сохранить свою жизнь и разобраться с врагами. Со времен «Прислуги» режиссер фильма Тейт Тейлор в среднем раз в два-три года активно экспериментирует с работой над разными жанрами. В 2014 году он снял неплохой байопик о Джеймсе Брауне, в 2016 экранизировал детективный триллер «Девушка в поезде», а год назад выпустил слэшер «Ма» с одной из своих любимых актрис – Октавией Спенсер. Следующий полный метр, коим является «Агент Ева», последовал неожиданно быстрее и выполнен уже в жанре шпионского боевика. Нужно сказать, это направление удалось автору меньше всего. Игнорируя темп, манеру и стиль бондианы или франшизы про Итана Ханта, «Агент Ева» делает упор не на шпионские задания, погони и разного рода заварушки, а на внутренние перипетии, личную и семейную драмы героини, чем по тональности отчасти отсылает к «Джейсону Борну». Наряду со вступительной заставкой картина проводит экспресс-экскурс по прошлому Евы, начиная с детства и юности, когда она занималась гимнастикой, фехтованием, стрельбой из лука и в целом подавала большие надежды, заканчивая более зрелым возрастом, с которым пришли наркотики, алкоголь, воровство, проблемы в семье и личной жизни, служба в армии и работа киллера. Сейчас Еву терзают мысли о том, сколько горя она причинила близким, от которых ее теперь отделяет большая пропасть. Собственно, подавляющую часть картины героиня балансирует между тем, чтобы вновь не приложиться к бутылке, и попытками справиться с внутренней болью – когда сама, а когда при помощи посещения групп поддержки. Между делом же Ева периодически избавляется от засланных наемников и пытается помочь разобраться с долгами Майклу, который из-за пристрастия к азартным играм попал на крупную сумму перед серьезными людьми. Экшен в картине есть. Однажды между Евой и недоброжелателями Майкла в ночном клубе даже завязывается разборка, на визуальном уровне отсылающая к «Джону Уику». А в конце героиня вступает в неплохую по зачину, но парадоксальную по финалу схватку с персонажем Фаррелла. Однако в те редкие моменты, когда Фолкнер укладывает очередного противника на лопатки, Тейлор, судя по всему, настолько жаждет переключиться на камерные разговорные сцены, что каждая вторая перепалка заканчивается на паре выстрелов и боевых приемов. Даже в организации, где состоит Ева, конфликты решаются в уютном коттедже посреди леса британской Колумбии, где противники элегантно полосуют друг друга ножами после сравнительно вежливого диалога. Все, так сказать, тихо и по-семейному. Через призму камеры оператора Стивена Голдблатта, помимо тейлоровских «Прислуги» и «Джеймса Брауна» работавшего над «Голодом» Тони Скотта, «Клубом "Коттон"» Копполы и «Смертельным оружием» Ричарда Доннера, картинка приобретает свою элегичную холодную строгость, в нужные моменты сменяющуюся умеренной и сдержанной динамикой. Однако проблема в том, что как бы визуально-качественно не была выполнена лента, приковывает внимание она лишь в те моменты, когда в фокусе появляются крупные планы Малковича, Дэвис, Фаррелла и особенно Джессики Честейн, вытягивающей фильм широким спектром эмоций. И по хронометражу, и по структуре фильм отдает явное предпочтение семейной и личной драмам, ясно давая понять, что шпионские интриги и экшен его интересуют едва ли не в последнюю очередь. Но, несмотря на это, даже магистральная линия, посвященная разрешению героиней Честейн внутренних конфликтов и разногласий с близкими, состоит из невнятных и оборванных моментов, от которых бы хотелось дальнейшего сюжетного и идейного развития. При этом в картине достаточно необычных для жанра боевика решений наподобие того, какое было в финальной схватке Евы и Саймона. Однако автор преподносит их чрезмерно скупо и серьезно, так что они выглядят скорее неуместными случайностями, нежели попыткой переосмыслить жанр, которая при ином подходе могла бы увенчаться успехом. Но увы, Тейлор, так и не сумевший получить из драмы и боевика единый органичный сплав, завершает картину на полутонах.