И о теле, и о деле: дневники Beat Film Festival
Sobesednik.ru – о лучших (по мнению нашего обозревателя) фильмах только что завершившегося фестиваля документального кино Beat Film Festival, которые повествуют о новой культуре, где герои любят себя, свою работу и свое увлечение. И вам желают того же. «Армия плюс»: гимн бодипозитиву и Instagram Фильм «Армия плюс» – это проект двух датчанок Луиз Детлефсен и Луиз Кьельдсен о том, что понятие красоты не умещается в параметры «90-60-90». Главные героини – Хелене, Марте, Паулине и Вильде, чьи индексы массы тела гораздо выше нормы, всю свою жизнь проводят в борьбе с собой и давлением общества, пока не понимают, что тело (какой бы оно ни было формы) достойно, в первую очередь, любви и уважения. «Да и почему вообще прилагательное "толстый" приобрело отрицательное значение? Ведь когда мы говорим "высокий" или "низкий", – это звучит совершенно нейтрально», – недоумевает одна из девушек. Во многом опираясь на этот тезис, режиссеры на протяжении всего фильма пытаются бороться с явлением бодишейминга. Камера блуждает по абсолютно не совершенным и оттого столь естественным телам героинь и фиксирует каждую складочку, не стесняясь демонстрации даже самых интимных мест. Столь телесный подход в съемке позволяет зрителю на некоторое время оказаться если не на месте героинь, то на максимально близком от них расстоянии и на секунду прочувствовать то, с чем Хелене, Марте, Паулине и Вильде борются уже много лет. Второстепенная роль в картине отдана соцсетям – площадке, в которой героини нашли своих единомышленников и теперь на своих страницах ведут активное продвижение размеров plus size. Нередко под постами с фотографиями откровенного содержания встречаются и негативные комментарии, обвиняющие девушек в пропаганде «смертельного образа жизни». И с этим, если честно, трудно не согласиться, ведь из-за того же бодипозитива многие просто перестают замечать вполне реальную проблему лишних килограммов. Не зря в сцене с посещением психолога одна из героинь мельком жалуется на то, что она так и не может избавиться от привычки постоянных перекусов. В целом работа, конечно же, носит весьма оптимистический характер и не лишена юмора. Рассказы девушек перемежаются с их архивными фотографиями из детства, видеопостами танцующих на камеру бодиактивисток и отрывками из их будней, в которых есть место и любви, и дружбе, и делу жизни. Женщина немодельной внешности выглядит как миниму естественно, как максимум – красиво. Но за это утверждение в обществе сегодня и правда приходится долго бороться. «По волнам: искусство звука в кино»: фильм– это не только картинка «Звук в кино, – говорит специалист в области звукового дизайна Гари Ридстром (к нему мы еще вернемся), – это искусство, незаметное для глаз». Но только не для создательницы своего первого фильма «По волнам: искусство звука в кино» Мидж Костин, работающей в Голливуде звукорежиссером уже без малого 25 лет. Используя несколько академический подход (Костин также преподает в киношколе USC), она делит свою работу на три части – голос, звуковые эффекты и музыка, – подкрепляя их интервью со знаменитыми кинодеятелями и параллельно рассказывая историю этого скрытого от глаз вида кинематографического искусства. Пробегаясь по основным датам из истории развития звука (от изобретения в 1877 году фонографа Томасом Эдисоном до голоса Эла Джолсона в «Певце джаза», рева Кинг-Конга и заслуг Орсона Уэллса, использовавшего художественные возможности радио), режиссер акцентирует внимание на эпохе Нового Голливуда с ее звуковой революцией. Здесь-то главными звездами и выступают упомянутый мной в самом начале Гари Ридстром, а также Бен Бёртт и Уолтер Мерч, работавшие со Стивеном Спилбергом, Джорджем Лукасом и Фрэнсисом Фордом Копполой соответственно. Подкрепляя рассказы сануддизайнеров примерами, Костин тем самым напоминает нам, насколько в то время были смелыми их идеи – например, запись новых звуковых эффектов вместо традиционного использования библиотеки студийных лент. Из-за большого потока информации, которую Костин пытается донести до зрителя, есть вероятность запутаться, но легкая и игривая интонация ленты позволяет этому не произойти. С помощью повтора фрагментов из более старых лент и сравнения их с фильмами с более сложными звуковыми эффектами, режиссер делает всю историю максимально доступной и интересной для каждого, независимо от того, насколько он сведущ в саунддизайне. Вторая часть фильма, однако, пытается охватить гораздо больше моментов, чем может себе позволить хронометраж. Например, все нюансы «фоли», ADR или дубляж фильмов так и остаются до конца не раскрытыми, но режиссер опять-таки находит хорошие примеры для иллюстрации каждого звукового элемента. «По волнам: искусство звука в кино» представляет собой увлекательный научно-популярный док о тех, кто неустанно вдыхает в кино новую жизнь. И да, посмотреть этот фильм в кинотеатре было отличным решением. Ведь где, как не здесь, можно полностью раствориться в звуке. Он-то теперь что надо. «Вторичный мир»: между вымыслом и реальностью Вы когда-нибудь пробовали сшить костюм вашего любимого персонажа и примерить на себя его образ? Вот я, к примеру, нет. И, если честно, даже никогда об этом не задумывалась. Но к героям фильма такая нерешительность точно не относится. Работа «Вторичный мир» Александры Пустынновой состоит из 4 частей, каждая из которых посвящена определенному фэндому. В синопсисе автор задается вопросом, почему взрослые мужчины и женщины учатся сражаться на световых мечах джедаев и ситхов, шьют костюмы животных и перевоплощаются в них? На него в свое время ответил Дж.Р. Р. Толкиен. Не зря в названии фильма используется понятие «вторичный мир», введенное им в своем эссе «О волшебных сказках». По мнению писателя, автор не фантазирует, а создает художественное описание того, что и так существует. Тут же Толкиен называет три главные задачи волшебной сказки: «восстановление душевного равновесия, бегство от действительности и счастливый конец». В фильме Пустынновой героям удается сбегать в свои фантазии лишь на время. Вот герои погружаются в ролевую игру, стреляют по картонным животным в лесу и пытаются спасти свое население от зомби. А вот раздается сирена скорой помощи – выстрел пришелся в человека – потекла настоящая кровь. В фильме нет закадрового текста и интервью с героями. Режиссер улавливает некоторые фрагмены из жизни гик-сообществ, у членов которых есть в жизни чуть больше места фантазиям. Тем более, когда Москва представлена в фильме не с ее историческо-глянцевой стороны – старые хрущевки и извечно хмурое небо над головой, – родители все же нашли доводы не прийти на твое выступление, а однополый брак в условиях новых реалий можно заключить лишь в шуточной форме в клубе, – как же тут не придаться вымыслу или не завыть от обиды? Вот герои и воют. Только на луну и в костюме фурри. P.S. именно эта картина стала победителем национального конкурса Beat Film Festival. Проект «Весна»: идеальный мир в эстетских условиях Однажды в карантинном мире случилось 14 разных историй. В одной из них сотрудник галереи из Тбилиси, находясь в четырех стенах, начал записывать подкасты о снах, в другой – скейтбордисты, решившие уехать подальше от города, открыли первый в России скейт-кемп. В третьей – кондитер, начинавшая работать с 11 утра и заканчивавшая в 3 часа ночи, продала несколько сот своих десертов. «Проект "Весна"» – это не очень длинный (105 минут) сборник жизнеутверждающих историй нескольких режиссеров из разных стран о людях, которым опыт нахождения в изоляции помог усовершенствовать свои навыки и создать что-то принципиально новое. Из-за того, что история не концентрируется на одних героях, а постоянно меняет свой ракурс, от фильма получаешь немного иное удовольствие, сравнимое с чтением сборника рассказов, когда с каждым заголовком тебя ожидает новый сюжет. Подобная форма киноальманаха – это, конечно, не только способ показать жизнь разных людей на карантине, но и попытка поговорить на болезненные темы этого периода. Ссоры и разводы в семьях, закрытие множества предприятий малого и среднего бизнеса, потеря работы – пандемия повлекла за собой немало негативных последствий. Тем не менее не стоит сравнивать картинку в «Проекте» с реальностью – во время просмотра не покидает мысль, что мы видим все же отчасти искусственно созданную натуру. Эстетское зрелище исторического центра Москвы (там, на минуточку, и проживает большая часть столичных героев), восхищение нетронутой человеком природой Грузии (где и изолировался один из героев – актер), воистину медитативное спокойствие большинства, чьи дни проходят в буддистских практиках, перебирании гитарных струн или тройственном танцевальном союзе (а не в рутинной работе в четырех стенах), где все междоусобицы – от лукавого. Авторов точно не упрекнешь в человеколюбии. Но правда не бывает внешне настолько гармоничной. Особенно если она – карантинная.