Вдова Олега Видова: «Он вынужден был уехать из Союза»
О том, как проходили съемки, а также о последних годах жизни легендарного советского и голливудского актера женщина рассказала «МН». Олег Видов, артист с уникальной внешностью и дарованием, проснулся знаменитым после исполнения главной роли в фильме «Всадник без головы». Его герой Морис стал символом чести и отваги, а фильм - лидером советского проката. Затем были и другие знаковые роли. Однако в середине 1980-х Видов эмигрировал из страны. Югославия, Австрия, Италия и, наконец, Америка. Там, за океаном, вместе с Джоан Борстин актер прожил вторую часть своей жизнь и успел сняться в двух десятках голливудских картин! Незадолго до смерти Олег Видов написал подробную и честную автобиографию, которая и легла в основу сценария будущей ленты. - Олег всегда с большой благодарностью вспоминал о своей работе в советском кино, - рассказывает Джоан. - Он обожал профессию, не мыслил жизни без нее. Именно это стало причиной эмиграции - Олега отстранили от съемок и его жизнь потеряла смысл. Мне было необходимо сказать всю правду о причинах эмиграции Олега, о его жизни за границей, расставить все точки над «i» в истории, где моего мужа пытаются показать совсем другим, каким он никогда не был. Чтобы снять фильм, Джоан пришлось проехать по миру, сделать около 30 интервью с людьми, которые близко знали Видова. - Считаю большой удачей интервью с бывшей женой Олега - югославской актрисой Верице Стаменкович, на которой Олег женился в 1983 году с целью легального выезда из СССР, - продолжает Джоан. - Никто никогда не слышал от нее подробностей того брака. Нам же Верице рассказала все как есть: как она помогла советскому актеру сделать первый шаг к свободе... Так случилось, что через два месяца после беседы Верице умерла, и теперь ее слова вошли в историю… Однако югославская актриса была не единственной женой Видова до его отъезда в Америку. Шесть лет актер прожил со светской красавицей Натальей Федотовой, которая была близкой подругой всесильной дочери генсека Галины Брежневой. В браке родился сын Владислав, но супружеская жизнь не заладилась. Когда же Олег подал на развод, он оказался «под санкциями» первых лиц и фактически стал персоной нон грата. Имя Видова вырезали из снятых картин, новых приглашений не было. Актер был обречен, так как смыслом всей своей жизни считал кино. - В картине прозвучал честный рассказ самого Олега о браке с женщиной из окружения Брежнева, - говорит Джоан. - Он вспоминает, как совершенно законно поехал в Белград, затем совершил драматический побег из Югославии в Австрию, а затем уже в США, где ему предстояло заново обрести себя… В 1990-е годы в России появилось много скандальных публикаций о личной жизни Видова. И они очень задевали Олега Борисовича. - Я счастлива, что мне удалось фактами и живыми свидетельствами опровергнуть скандальные желтые истории с именем Олега, - говорит Джоан. - Мы все понимали, что это полная чушь, выдумки, фальсификации, но Олег очень тяжело переносил любое сообщение о себе. Некоторые российские СМИ рассказывали, что его брак с Натальей распался из-за ее романа с Фиделем Кастро. Якобы тот даже приезжал в Завидово - в загородное поместье Брежневых. На самом деле Фидель Кастро только один раз провел в Москве несколько дней. И это было в то время, когда у Олега и Натальи родился сын. Племянница Брежнева Люба нам рассказала, что женщины никогда не допускались в Завидово - ни Виктория, супруга Леонида Брежнева, ни Галина, ни тем более подруга Галины… Съемочная группа также сделала интервью с полковником КГБ, который в те годы был телохранителем кубинского лидера. Он подтвердил, что эта история не имеет никакого отношения к действительности. Брежнев считал Наталью практически дочерью, и он никогда не допустил бы подобного «романа». В Америке Олегу Видову удалось построить карьеру с нуля. Уже в 1988 году он стал членом Гильдии киноактеров, много работал, снимался у прославленных голливудских режиссеров. А как продюсер приобрел лицензию на 40 часов советских мультфильмов, чем вызвал негодование многих бывших коллег в России. - Олег восхищался советской анимацией и хотел, чтобы шедевры «Союзмультфильма» увидели во всем мире, - вспоминает Джоан. - Он сожалел, что американские мультфильмы знают в каждой стране, а советские - нет. Это было смелым поступком: в разгар холодной войны показать уникальные работы русских мультипликаторов. Олег взялся за это с большим энтузиазмом, за что и был подвергнут критике и даже клевете. В документальном фильме в защиту Видова выступили известные российские аниматоры Юрий Норштейн, Нина Шорина, Федор Хитрук (Джоан успела сделать интервью с мэтром до его ухода из жизни)… - Могу сказать, что я выполнила последнюю просьбу моего мужа, - говорит Джоан. - Фильм не оправдывает Олега - в этом нет необходимости. Он объясняет некоторые его поступки. Не все человек может объяснить при жизни. Иногда он просто не успевает это сделать… Лариса Зелинская. Фото из архива Джоан Борстин.