Телеканал ТНТ и видеоплатформа Premier продолжают экспериментировать с жанрами сериалов: 31 августа на экраны выходит приключенческий триллер «Игра на выживание», один из самых жестких телепроектов сезона, в котором материалом для остросюжетного многосерийного кино становятся съемки реалити-шоу в глухой тайге. Режиссером сериала выступил постановщик «Героя» и «Клима» Карен Оганесян, а в кадре появляются такие звезды, как Александра Бортич и Алексей Чадов. Структурно «Игра на выживание» представляет собой классический триллер. По сюжету 16 смельчаков из разных уголков России собираются в глухой тайге, чтобы поучаствовать в реалити-шоу «Выживший» — его призовой фонд составляет солидную сумму в миллион евро. Здесь, в горах Западного Саяна, они должны пройти серию испытаний на физическую и психологическую прочность — более того, каждый из участников подписал документ, предупреждающий, что некоторые из заданий будут по-настоящему опасны для жизни. Не так просты и условия выигрыша: ведущий Игорь Верник объявляет, что деньги получит не самый ловкий и умелый, а тот, кто сумеет, несмотря ни на что, остаться человеком. Среди участников, подбор которых напоминает Россию в миниатюре — это, например предпринимательница из Якутска и сисадмин из Воронежа, повариха из Магадана и модель из Москвы, гаишник из Архангельска, в конце концов — оказываются и суперзвезды российского кино Алексей Чадов и Александра Бортич. В ролях Алексея Чадова и Александры Бортич, по сюжету тоже участвующих в «Выжившем». Причем Чадов и Бортич заняты совсем не в камео — у персонажей, которым они дали свои имена, есть собственные арки, так что играют они скорее вымышленные версии самих себя, а это уже куда более сложная актерская задача. Этот прием с приглашением в шоу реальных звезд добавляет сериалу Оганесяна даже не второе, а третье измерение — создает мистификацию, размывающую границы между реалити и реальностью, правдой жизни и вымыслом. На первый взгляд кажется, что «Выживший», шоу внутри сериала, больше всего напоминает «Повелителя мух»: участники сталкиваются с такими трудностями, которые заставляют их сбросить маски приличия и раскрыть свою подлинную натуру. И в ее основе, по всем законам жанра, оказываются страх, жестокость, цинизм. Вот только уже в первой серии «Игры на выживание» правила меняются — и только успев разделиться на команды, участники шоу обнаруживают, что съемочная группа пропала, а на желание одного из героев уехать домой никто не откликается. Кажется, в проекте что-то пошло не так. Или это тоже часть шоу? Ночные выстрелы — настоящие или постановочные? Жуткие беглые зэки, заглянувшие на огонек — актеры или нет? Участники «Выжившего» каждую секунду будут искать ответы на эти вопросы, а зрители «Игры на выживание» будут вовлечены в этот процесс вплоть до финала. «Игра на выживание» — то есть, прежде всего, игра для ума, головоломка, предназначенная всем, кто любит самые разнообразные квесты, а также тем, для кого детективы не просто средство убить время, но и тренажер внимательности и дедукции. В каждую серию сценаристы и режиссер припрятали пасхалки, которые вроде бы указывают на то, что шоу продолжается — ровно до следующего поворота сюжета, в котором реальность переплетется со страшной сказкой, а зритель осознает, что перед ним прежде всего плотно сбитый фантастический триллер. Зрителям, которые включат ТНТ случайно, можно посочувствовать: характерная музыка, командные забеги и заплывы, присутствие Бортич и Чадова создадут видимость настоящего реалити-шоу, которые часто идут на телеканале. Тем больший шок затем вызовут вторжения в пространство сериала совсем не игровой жестокости. К слову, именно в жанровом кино сделал себе имя режиссер «Игры на выживание» Карен Оганесян. Его карьера стартовала в 2006 году с комедийной драмы «Я остаюсь» с Андреем Краско и Федором Бондарчуком — истории о том, что происходит с душой человека, пока его тело лежит в коме. На фоне первой волны отечественных патриотических блокбастеров и примитивных комедий это кино могло похвастать завидным балансом между оригинальными авторскими идеями и ориентацией на массового зрителя. Тот же подход Оганесян сохранил и впоследствии: например, фильм «Жизнь удалась» о встрече бывших одноклассников был одновременно и комедией с топовыми актерами Александром Палем и Светланой Ходченковой, и жизненной драмой с достаточно глубоким взглядом на мир. «Игра на выживание» стилю Оганесяна соответствует стопроцентно: она и напряжение держит качественно, и о человеческой природе сообщает немало. По новому в «Игре на выживание» раскрываются не только хорошо знакомые зрителю Бортич и Чадов — здесь демонстрирующие редкую рефлексию по отношению к своим публичным образам. Не менее сильное перевоплощение удается Линде Лапиньш, нордической блондинке, которой раньше доставались только роли эскортниц и девушек на выданье. В «Игре на выживание» она наконец получает в свое распоряжение сильную героиню, у которой оказывается больше всего секретов — и сериал тем самым переворачивает с ног на голову типичный жанровый гендерный канон, обычно предполагающий самыми загадочными персонажами мужчин. «Игра на выживание» — не первый триллер на ТНТ (до того был «Колл-центр» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, а еще раньше — «Моими глазами» Заура Болотаева). Но если «Колл-центр» был снят практически полностью в замкнутом пространстве, а «Моими глазами» строился на работе с ручной камерой, то «Игра на выживание» — триллер приключенческий, разворачивающийся в диких горных условиях и полагающийся в том числе на размашистость постановки. Масштаб и звезды при этом не мешают авторам проекта и пускаться в самые разные эксперименты — как с психологией персонажей, так и с самим форматом сериала, и какой бы ни была реакция будущих зрителей, очевидно, что подобных шоу на российском телевидении еще не было. «Игра на выживание» выходит на ТНТ и на видеоплатформе Premier с 31 августа