«Городские острова»: каким станет будущее Болотного острова Москвы?
Болотный остров в Москве редко воспринимают в качестве исторической местности с самостоятельной культурной ценностью. Остров появился искусственно в XVIII веке и этим сильно отличается от многих других «городских» островов — здесь не начиналась Москва, не стоял замок. И тем не менее сегодня место становится объединяющим звеном центра столицы, а стрелка Болотного острова всё чаще привлекает туристов своей уникальной атмосферой и экологией. Роли островов в городской жизни, в том числе и Болотного острова в Москве, посвящён новый фильм «Городские острова. Другая жизнь». 27 августа в Москве состоялась конференция, посвящённая премьере фильма, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Автор фильма «Городские острова. Другая жизнь» Владимир Раевский стремился сравнить Болотный остров с другими аналогичными историческими местами: колыбелью Парижа островом Ситэ, Заячьим островом в Санкт-Петербурге, Музейным островом в Берлине и Собачьим островом в Лондоне. «Не то чтобы у этих островов было общее магистральное направление развития — они все получились очень разные. Но нам показалось, что эти разные функции нам удалось определить. У каждого из перечисленных островов мы определили некоторую функцию и попытались понять, что же такое этот остров, на котором находимся мы с вами», — заявил Раевский на конференции. До конца XVIII века будущий остров представлял собой не очень удобную для строительства местность — в основном остров привлекал внимание с точки зрения сельского хозяйства, в XV веке здесь располагались царские сады. В 1783 году из-за половодья были повреждены опоры Большого Каменного моста, и для их ремонта и потребовалось отвести воду из реки каналом, в результате чего остров образовался. После того как поступления грунтовых вод стали меньше, территория стала более пригодна для строительства крупных объектов — в XIX веке здесь быстро появляются крупные фабрики и другие объекты промышленности, в том числе кондитерская фабрика «Эйнем», ныне известная как «Красный Октябрь». Остров до сегодняшнего дня сохранил свой исторический колорит — в числе прочих объектов, например, здесь сохранилось здание Императорского речного яхт-клуба. И тем не менее сегодня Болотный остров всё ещё находится в поиске своей идентичности. Президент Группы «Гута» Алексей Харин согласился с посылом фильма о том, что Болотный остров в Москве — это «остров будущего». «Здесь ещё всё впереди. Впереди полная его интеграция в город, его развитие, сохранение того, что исторически здесь было. Пока он находится только в самом начале пути», — указал он. Исполнительный продюсер анимационной студии «Сказка» кинокомпании «СТВ» Мария Матвеева отметила, что новая культурная ниша Болотного острова в настоящее время активно формируется. «Мне очень понравилось название «Остров будущего» — соглашусь абсолютно с этим термином. Остров сейчас в стадии становления, и он притягивает сюда уникальных людей. Творческих, креативных, с определённым взглядом на жизнь. Очень рада, что остров модернизируется, что он меняется», — указала Матвеева. Фотограф Олег Зотов нашёл параллели между Болотным островом Москвы и другими аналогичными местами в крупных европейских мегаполисах. «Я был на всех этих островах, которые представлены в фильме. Очень приятно, что авторы так вот сравнили, действительно, есть общая энергия. Конечно, есть особенности, но в целом островная жизнь… только сейчас я задумался, что она имеет огромные плюсы», — указал Зотов. «Мне в Москве очень не хватало воды, петербургских просторов. Удивительно, но так сложилось, что я это нашёл — я бы даже сравнил это не с Заячьим островом, а со стрелкой Васильевского острова на Неве», — добавил он. Директор по работе с органами власти ВЦИОМ Кирилл Родин отметил, что за десять лет Болотный остров радикально преобразился, пусть даже ряд недостатков в виде обветшалой инфраструктуры дают о себе знать и сейчас. «Весной 2010 года мы, может быть, были не самыми первыми, но точно одними из первых резидентов этого острова. Когда мы сюда переехали, впечатления были достаточно странными», — заявил Родин. По его словам, в то время первые бизнес-заведения, расположившиеся на острове, вызывали вопросы — стратегии развития таких предпринимателей казались откровенно сомнительными. «Это, казалось, полный провал! Но через год остров действительно начал преображаться. Сюда начали стекаться люди, здесь действительно оказалось интересное место, и оно стало бурно развиваться», — отметил он. Креативный продюсер телеканала «Моя планета» Роман Лобашов отметил, что идеи фильма сыграют большое значения для развития внутреннего туризма в России. «В этом году вдруг люди стали с удивлением открывать для себя Россию. И фокус и в рамках нашей редакционной политики очень сильно поменялся. Сейчас принцип, который мы ставим во главу угла всё больше и больше — это удивительное рядом, удивительное дома, удивительное в России, удивительное в Москве», — отметил Лобашов. «Попытаться как-то открыть что-то, о чём наши люди, возможно, не знают, чего-то не видели, и вписать это в мировой контекст в масштабы планеты — вот это нам представляется сейчас очень важным», — пояснил он. По его мнению, сегодня необходимо говорить о России не просто как об исключительной стране, а проводить параллели отечественных исторических местностей с мировыми достопримечательностями, что и делает фильм «Городские острова. Другая жизнь». В эфире телеканала фильм должен появиться в конце сентября. «То, что сделал Владимир Раевский со своей творческой группой — я считаю, этот фильм как раз образец того, как можно открывать что-то удивительное рядом, удивительное дома и при этом интересно вписывать вот эту историю в масштабы планеты или, как в данном случае, Европы», — заключил Лобашов.