Фильм о выдающемся Стрельцове подвергся критике

News.ru 28 августа 2020
Фото: News.ru
Совсем недавно на главном телеканале страны показали сериал «В созвездии Стрельца», посвящённый нападающему футбольного (Москва) и сборной СССР , который разделил людей в мире спорта на два лагеря. Одни утверждают, что он вышел довольно неплохим, другие в пух и прах критикуют работу режиссёра Романа Гапанюка. Стоит отметить, что в последние годы в России наблюдается ажиотаж на всевозможные спортивные киноленты. NEWS.ru собрал наиболее популярные произведения и при помощи экспертов выяснил, где правда, а где ложь.
Настоящая легенда
Пожалуй, настоящий бум в России начался в 2013 году, когда на экраны вышла биографическая драма «Легенда № 17». Без прикрас можно сказать, что это лучший российский спортивный фильм десятилетия (побил рекорд по кассовым сборам). Это история о , знаменитом хоккеисте, который был главной звездой в знаменитой Суперсерии 1972 года СССР — Канада, а девять лет спустя погиб в автокатастрофе в возрасте 33-х лет.
Трагедию в фильме мы не увидели, да и не стоило. Вся жизнь Харламова — это череда непростых судьбоносных ситуаций. Режиссёр картины красиво описал некоторые моменты из жизни главного героя, которые, кстати, не совсем соответствовали действительности. Будучи ребёнком, Харламов никогда не сталкивался на испанской улочке с боевыми быками, как показано в фильме, будучи юнцом, он не путешествовал по тросу, натянутому на огромной высоте между огромными заводскими трубами. Кроме того, молодой Харламов не лазил к любимой девушке на балкон.
Более того, автокатастрофа, в которой он сильно повредил ногу, произошла не до, а после знаменитого матча с канадцами, как раз после свадьбы с . Не прошло и пары недель, как супруги попали в аварию на Ленинградском шоссе, когда возвращались ночью домой от друзей. Машина врезалась в столб, и сидевший за рулем хоккеист получил переломы двух рёбер и правой голени, многочисленные ушибы и сотрясение мозга. Ирина не пострадала и взяла на себя заботу о муже, которого положили в Главный военный госпиталь столицы. Некоторые врачи советовали спортсмену завершить карьеру, но тот был непреклонен в намерении вернуться на лед. И вскоре вернулся.
Но даже перетасованные факты не выглядят притянутыми за уши. Да, тот самый памятный удар клюшкой Бобби Кларка по больному колену Харламова всё-таки состоялся во второй игре, а не в первой. Но разве это портит впечатление от фильма? Нет. Это как раз тот случай, когда подобные «факты» лишь добавляют интереса.
Советский хоккеист, заслуженный тренер России считает, что именно эта кинолента заслуживает просмотра, и съёмочной группе удалось перенести современное поколение в то время.
В общем-то очень много из того, что происходило в жизни Валерия Харламова, освещено в картине, несмотря на некоторые неточности. Это один из фильмов, который заслуживает внимания. В нём прекрасно отражены моменты воспитания сильного характера того поколения, на чём строилась карьера игроков, какие трудности надо было преодолеть, чтобы стать тем, кем стал Харламов, — отметил Канарейкин в разговоре с NEWS.ru.
Русский богатырь
Через некоторое время, в 2014 году году, в прокат вышла кинолента «Поддубный», посвящённая одному из величайших профессиональных борцов мира . На удивление режиссёр нашёл максимально похожего актёра — . Поддубный родился в селе Богодуховка в Золотоношском уезде Полтавской губернии 26 сентября 1871 года. Все его родственники славились большой физической силой. Гены — штука серьёзная, и стороной его не обошли.
Как и во множестве художественных фильмов, в «Поддубном» некоторые факты из жизни соответствуют показанному в киноленте, а некоторые, увы, нет. Но об этом открыто заявлял сам режиссёр. В конце концов, это же художественный фильм, который должен дёргать за ниточки души, а не выдавать сухие факты. Но мы всё-таки обязаны рассказать, где же реальность стала сказкой.
Первая схватка Поддубного и француза Рауля де Буше в Париже показана в фильме правдоподобно: Ивану Максимовичу засчитали проигрыш, так как он ничего не мог сделать с соперником, который специально намазался жиром, зная всю мощь российского борца. Судьи, как это бывает в спорте, были на стороне своего спортсмена и засчитали ему победу, назвав его действия «умелыми и красивыми уходами».
Во время второй встречи, которая также отражена в киноленте, Рауль часто нажимает российскому сопернику на больную руку, то и дело заламывая её. Поддубный часто держится за больное место, истекает кровью, но продолжает поединок. Дальше россиянин ломает французу руку, поднимает его над собой, доносит на руках и бросает на судейский стол. В действительности же Иван Максимович поставил француза на колени и так удерживал его в течение 20 минут. Соперник ничего не мог поделать, и у него началась истерика. Судьи, видя происходящее, прекратили поединок борцов, и француз покинул зал под свист зрителей.
После выхода фильма главные претензии были у украинцев. По их словам, режиссёр скрыл его истинную национальность. А он ведь при жизни в паспорте зачеркнул Поддубный, написал Пиддубный и указал, что он украинец, а не русский. Они были в ярости, что национального героя выставили «москалём», да и играл его Пореченков, который поддержал ДНР, — сказал обозреватель единоборств NEWS.ru Александр Круглов.
Три секунды, которые потрясли мир
Баскетбол вошёл в программу Олимпийских игр в 1936 году. Затем на протяжении трёх с лишним десятков лет баскетбольные турниры в главном мировом турнире завершались одинаково: золотую медаль регулярно забирали американцы. Но перевернуть мир с ног на голову удалось сборной СССР, которая в драматичном олимпийском финале 1972 года отобрала у сборной США звание сильнейшей на планете. Ту игру называли позже «матч трёх секунд», так как за три секунды до конца матча Александр Белов положил мяч в корзину соперника.
Это по-настоящему легендарная история, которая вошла в сюжет фильма Антона Мегердичева «Движение вверх». Кинолента повествует о пути к этой победе, главном тренере Владимире Кондрашине (роль досталась Владимиру Машкову). Естественно, в ленте нашлось место и личным драмам: сын Кондрашина прикован к инвалидному креслу, у баскетболиста Александра Белова (Иван Колесников) имеется редкое заболевание, а ещё один член советской сборной, литовец Модестас Паулаускас (Джеймс Тратас) подумывает о побеге на Запад. Всё это, конечно, гиперболизировано, в чём признавался продюсер Леонид Верещагин. Но, честно говоря, это лишь помогло погрузиться в тогдашний мир.
Главное — эффектно сняты матчи. В фильме всё направлено на то, чтобы показать, как советские баскетболисты выигрывают один матч за другим, как советская «красная машина» мчится на красный свет, подобно «Титанику», навстречу злополучному айсбергу. А уж финальная сцена трёх секунд сделана максимально ярко. Зная итоговый результат игры, ты всё равно сопереживаешь героям, покрываешься мурашками и просто задерживаешь дыхание, с замиранием ожидая финального свистка.
«Движение вверх» с первого раза я воспринял неоднозначно. Наверное, как принимают все профессионалы, когда идёт художественный фильм об их работе: будь то пожарные, композиторы, учёные — всем некоторые моменты смешны. Но это художественное изображение. Когда я отошёл, понял, что лента, действительно, очень хорошая и снята отлично, — заявил советский баскетболист, заслуженный тренер России Станислав Ерёмин корреспонденту NEWS.ru.
По словам экс-спортсмена, «много моментов, которые близки к действительности, но и выдумок хватает, однако они только украшают. Неслучайно эта работа называется художественным фильмом и не претендует на достоверность».
Я знаю, что родственники Кондрашина были несогласны, и я знаю, что он был другой, другими были и Белов с Пауласкаусом. Но сам фильм очень добрый, патриотичный, интернациональный, и положительный заряд дошёл до многих зрителей, — подчеркнул Ерёмин.
Сравнивая эту ленту с «Легендой № 17», специалист отметил, что «Движение вверх» ему понравился больше.
Тоже мурашки, но от негодования
Пожалуй, после этих трёх фильмов казалось, что российский кинематограф и дальше продолжит создавать что-то потрясающее. Многие любители футбола с трепетом в 2019 году ожидали ленту «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», и каково было удивление, когда она-таки вышла на экраны. Мы насчитали 17 (!) фактических ошибок, а сам фильм напоминал больше не историю легендарного голкипера, лучшего вратаря мира, единственного голкипера — обладателя «Золотого мяча», а жизнь его супруги (со всем уважением к ней). Наплевательское отношение к исторической правде ввело в шок.
Пожалуй, главный эпизод, от которого зашевелились волосы на голове — это рассказ о дебюте 21-летнего Льва Яшина в большом футболе. Он пришёлся на матч «Динамо» — «Спартак» (1950 год, 1:1), когда вратарь вышел на поле на 73-й минуте, заменив травмированного Алексея Хомича. Счёт в игре открыл Владимир Савдунин, хороший друг легендарного голкипера, однако в экранизации этот эпизод описан следующим диалогом:
— Кто забил?
— Бесков. Хлёстким ударом в девятку.
— Молодец Костя!
Правда, Константин Иванович молодец. Забил в моменте, в котором на самом деле не участвовал.
Также можно вспомнить эпизод с тренировки «Динамо», в которой участвовали два вратаря с цифрой 1 на свитере. Что-то подсказывает, что даже в 1950-е годы такое было неприемлемо. Но запомнился тот эпизод своим окончанием, когда Валентина Тимофеевна приходит мириться с возлюбленным и пишет на его мяче «Я согласна. Яшина В» (она просто изначально не хотела брать фамилию супруга). Милая художественная зарисовка вроде бы позволяет растопить сердца болельщиков. Но нет! В фильме нет ни чемпионской Олимпиады, ни «серебряного» ЧЕ-1964, ни четвёртого места на ЧМ-1966.
Зато в ленте есть события 1954 года, когда Яшину уже 25 лет, и он уже год как является основным голкипером. И мы говорим о встрече «Динамо» — «Торпедо». Зачем акцентировать внимание на этой игре? Наверное, потому, что «гуру» Яшина Алексей Хомич сменил прописку на минское «Динамо».
Жизненные моменты, без которых невозможно представить Яшина, к счастью, передали — любимая рыбалка, постоянные папиросы, даже язва и борьба с ней с помощью пищевой соды. Хоть здесь есть правда. А что дальше?
Через год на российском телеэкране появился фильм уже про Эдуарда Стрельцова, которым мы завершим своё повествование.
А дальше — боль
Всегда приятно начинать повествовать о чём-то прекрасном, великом и духовном, но как же больно завершать это пустым и недостоверным. И сейчас это рассказ о сериале, который вышел на Первом канале — «В созвездии Стрельца». Историю о «советского Пеле» Эдуарде Стрельцове, олимпийском чемпионе Мельбурна, великом нападающем сборной страны и команды «Торпедо» переврали так, что волосы дыбом встали на голове. Все персонажи не похожи на самих себя — от Стрельцова до Никиты Хрущева. Линия жизни гениального футболиста и события, происходившие в высших эшелонах власти, в реальности не пересекались, а лишь незначительно соприкасались. Футбола как такового в сериале нет.
Если вы позиционируете себя «художественным» произведением, то и фамилии в таком случае выдумывайте, но не приписывайте того, чего не было на самом деле.
Спортивный комментатор Геннадий Орлов жёстко высказался о сериале. В беседе с NEWS.ru он отметил, что на данный момент лучшим спортивным фильмом является «Легенда № 17».
Киноленту про Льва Яшина я не смотрел, но считаю, что лучший спортивный фильм — это «Легенда № 17», очень хороший «Движение вверх». Но говорить об этом не хочу. То, что творят режиссёры, это ужас. Во-первых, они бездарны, а сценарии — все, которые есть, — собранные сплетни вокруг этих футболистов. Правды никто не говорит! Зачем вы называете фамилии конкретных людей, оскорбляя их? Я уже обращал внимание на то, как в «Стрельце» оскорбили Никиту Павловича Симоняна, что это такое? Это же надо было до этого дойти! Чтобы кто-то кому-то звонил (сверху)? Всё трепотня, всё враньё! — сказал Орлов NEWS.ru.
Говоря об оскорблении, Орлов имеет в виду эпизод в фильме, когда член Политбюро ЦК КПСС Анастас Микоян указывает тренеру, что в составе сборной СССР на финал олимпийского турнира Стрельцова надо заменить на Никиту Симоняна. На самом же деле во время Олимпийских игр 1956 года в Мельбурне Стрельцов был травмирован, и тренер вынужденно поставил играть Симоняна. После матча Симонян лично отдал Стрельцову олимпийскую медаль со словами: «Эдик, ты столько сыграл». В кино эту фразу оставили, но всё остальное…
Советский баскетболист Станислав Ерёмин, комментируя фильм про Стрельцова, был краток.
Случайно включил, посмотрел кусочек сериала про Стрельцова — там всё так надуманно, что выключил, — сказал Ерёмин.
А вот Валерий Баринов, сыгравший Никиту Хрущёва, своей работой, напротив, оказался очень доволен.
Очень редко так бывает, но свою работу оцениваю положительно. В целом к сериалу у меня много вопросов. Не до конца ясно, что же произошло со Стрельцовым. Пора бы открыть всё. Но Стрельцов вошёл в историю как легенда. Этот фильм — момент оправдания легенды. Он понравился многим, но не очень понравилось, как снят футбол, — сказал Баринов корреспонденту NEWS.ru.
Комментарии
1
Фильмы , Спартак , Движение вверх , Титаник , Ирина Смирнова , Владимир Машков , Антон Мегердичев , Леонид Верещагин , Валерий Харламов , Лев Яшин , Николай Лебедев , Александр Круглов , Владимир Кондрашин , Михаил Пореченков , Иван Поддубный , Алексей Хомич , Александр Белов , Глеб Орлов , Иван Колесников , Анастас Микоян , Эдуард Стрельцов , Станислав Еремин , Валерий Баринов , Никита Симонян , Геннадий Орлов , Федор Канарейкин , Динамо , Торпедо , КПСС
Читайте также
Фильмы, у которых должен был быть другой финал
1
Фильмы для тех, кому не везет в любви
Последние новости
Паттинсон вернулся на съёмочную площадку «Бэтмена»
Жигунов агрессивно «выживал» Заворотнюк из «Моей прекрасной няни»
В Сети появились фотографии со съёмок экранизации игры Uncharted